Московский Кремль

Адрес: Россия, Москва, Кремль
GPS-координаты: 55.751423,37.617038

Свои впечатления от Москвы 11-летний Толстой отразил в ученическом сочинении, исполненном патриотических чувств: «Какое великое зрелище представляет Кремль! Иван Великий стоит как исполин посреди других соборов и церквей. <…> Эти белокаменные стены… видели и стыд и поражение непобедимых полков Наполеоновых. У этих стен взошла заря освобождения России от иноплеменного ига, а за несколько столетий в этих же стенах положено было начало освобождения России от власти поляков во времена Самозванца».

Много позже Толстой посещал народные гулянья, проходившие у Кремля или в Кремле. В марте 1858 г. он ходил на площади Кремля среди «глазеющего народа», был в соборах и наметил в записной книжке сюжет для рассказа. Пройдет много лет, и этот мотив весенней ночи и счастья он разработает в романе «Воскресенье».

В начале 1860-х гг. Толстой часто бывал в Кремле: в комендантской части Потешного дворца находилась квартира его давнишних знакомых Андрея Евстафьевича и Любови Александровны Берс. А.Е. Берс был врачом придворного ведомства при Московском Кремле. Толстой чувствовал себя как дома в семье Берсов. Дочерей Лизу, Соню и Таню он знал еще девочками. Впоследствии они послужили прототипами героинь романа «Война и мир» (Наташи и Веры Ростовых). 23 сентября 1862 г. Толстой женился на средней дочери Берсов — Софье. Венчание происходило в дворцовой церкви Рождества Богородицы в Кремле. Сразу после венчания Толстой с супругой уехали в Ясную Поляну.

В 1860—1870-е гг. Толстой часто бывал в Московском Кремле в квартире Берсов: приезжал лечить сломанную руку, работал в архивах, вместе с женой навещал ее родных.

В конце 1870-х гг., период формирования нового толстовского мировоззрения, поисков ответов на вопросы о смысле жизни, Толстой посещал Соборную площадь Кремля, где велись религиозные споры, о которых в журнале «Душеполезное чтение» в 1869 г. говорилось: «С давних пор Кремлевская в Москве площадь служила местом для сходок и разговоров простого народа о предметах веры. Начало этих сходок относится ко времени патриарха Никона. Один из первых расколоучителей, положивший начало этим сходкам, был Никита Пустосвят, который в Кремле обличал Никоновы нововведения. Сходки в Кремле обыкновенно бывают по воскресным и праздничным дням и преимущественно в летнее время после вечерен». Впечатления от этих посещений отразились в незавершенном рассказе Толстого «Прения о вере в Кремле».