«Биография. 1901»

24 февраля. В «Церковных ведомостях», № 8 публикуется «Определение Святейшего Синода, от 20—22 февраля 1901 года № 557, с посланием верным чадам Православныя Грекороссийския Церкви о графе Льве Толстом», в котором официально извещалось об отпадении Толстого от Церкви: «В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного живого Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по Рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, 24 февраля. В «Церковных ведомостях», № 8 публикуется «Определение Святейшего Синода, от 20—22 февраля 1901 года № 557, с посланием верным чадам Православныя Грекороссийския Церкви о графе Льве Толстом», в котором официально извещалось об отпадении Толстого от Церкви: «В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного живого Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по Рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною». «Определение…» подписали митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), Митрополит Киевский и Галицкий Феогност, Митрополит Московский и Коломенский Владимир и епископы Иероним, Иаков, Маркелл, Борис. Последним поводом к действиям Синода стал выход романа «Воскресение», в котором кощунственно описана Евхаристия. По поводу таких мест в «Воскресении» С.А. Толстая впоследствии писала в «Моей жизни»: «Ко многому в этом романе я относилась не только отрицательно, но с болезненной досадой. Например, вино и хлеб для Причастия он называл «окрошкой», вместо Распятия Иисуса Христа, он писал, что Иисус был «казнен на виселице», и многому другому я выражала горячий протест. Сам Лев Николаевич потом выразил желанье выкинуть эти слова из романа, огорчавшие и сестру его, Марию Николаевну. Но глупый и упрямый деспот Чертков, несмотря на желанье Льва Николаевича уничтожить их, все-таки напечатал в заграничном издании». В связи с выходом «Определения…» в обществе возникла громкая полемика. Толстой писал в дневнике: «Продолжаются приветствия и ругательства». В.В. Розанов писал: «Толстой, при полной наличности ужасных и преступных его заблуждений, ошибок и дерзких слов, есть огромное религиозное явление, может быть, величайший феномен религиозной русской истории за 19 веков, хотя и искаженный. Но дуб, криво выросший, есть, однако, дуб, и не его судить механически формальному “учреждению”… Акт этот потряс веру русскую более, чем учение Толстого». 4 апреля. В статье «Ответ Синоду» Толстой пишет: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить Ему… Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей Церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И до сих пор истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю. И я исповедую это христианство». 23 июля. Подписывает завещание, выписанное дочерью М.Л. Оболенской из дневника Толстого 1895 г.: «Похоронить меня там, где я умру… в самом дешевом гробу — как хоронят нищих… Бумаги мои все дать пересмотреть моей жене, Черткову В. Г., Страхову… Право на издание моих сочинений прежних: десяти томов и азбуки прошу моих наследников передать обществу, т. е. отказаться от авторского права…». Август — сентябрь. Болеет; мучают приступы лихорадки, желчные колики; испытывает упадок сердечной деятельности. 5 сентября. Уезжает с женой на лечение в Крым, в Гаспру, имение графини С.В. Паниной. 12 сентября. Принимает А.П. Чехова, приехавшего из Ялты. Осень — зима. Пишет статьи «Что такое религия и в чем ее сущность», «Единственное средство», предисловие к роману В. фон Поленца «Крестьянин». Возвращается к работе над «Хаджи-Муратом». Проходит лечение. Совершает пешие и конные прогулки по окрестностям. Толстого навещают П.Ф. Самарин, Н.В. Давыдов, А.П. Чехов, М. Горький, К.Д. Бальмонт, И.Ф. Наживин, А.Б. Гольденвейзер, Г.Г. Мясоедов, С.Н. Булгаков. 26, 31 октября и 3 ноября. Принимает у себя Великого князя Николая Михайловича, который для бесед с Толстым приезжает из своего имения Ай-Тодор.