Выставка «Толстой и прогресс»
В основе выставки — идея о том, что технический прогресс и развитие фотографии, аудио- и видеозаписи на протяжении жизни Толстого позволили «приблизить» писателя к нам, сделать его облик более понятным и осязаемым.
Жизнь Толстого, нанизанная на канву развития технического прогресса, предстанет перед глазами посетителя, а образ Толстого проявится из тьмы и станет объемным, цветным, движущимся.
А.О. Дранков снимает Л.Н. Толстого и его родных.
Автор: Дранков А.О. Ясная Поляна. 1910 г.
На выставке будут показаны первый дагеротип Толстого 1849 г. В. Шенфельдта, первая фотография Толстого на бумаге, сделанная в 1856 г. С.Л. Левицким, фотографии «визитного» формата И. Жерюзе, М.Б. Тулинова, И.Г. Дьяговченко, фирмы «Шерер, Набгольц и Ко», уникальные психологические фотопортреты писателя работы В.Г. Черткова в виде gif-изображений на экранах, любительские снимки и фотографические принадлежности С.А. Толстой.
Л.Н. Толстой в накинутой на плечи вязаной кофте.1907 г. Фотография В.Г. Черткова
На выставке будет воспроизведен уголок фотоателье середины XIX в., где посетители смогут сделать свои снимки в антураже.
Особое внимание будет уделено стереоскопическим снимкам Л.Н. Толстого, сделанным П.Е. Кулаковым в год 80-летнего юбилея писателя. Редчайшие стереофотографии из фонда музея помогут посетителям погрузиться в атмосферу Ясной Поляны и в 3D-формате увидеть Толстого и членов его семьи в 1908 г.
Л.Н. и С.А. Толстые. 1908 г. Фотография П.Е. Кулакова
Отдельный блок выставки посвящен единственному цветному фотопортрету Толстого, сделанному пионером цветной фотографии С.М. Прокудиным-Горским в 1908 г. Будут показаны также виды Ясной Поляны, снятой в цвете фотографом-новатором.
Еще одно важное измерение для воссоздания образа Толстого добавят аудиозаписи его голоса. В 1908 г. изобретатель Т. Эдисон прислал в подарок Толстому фонограф, и писатель стал охотно диктовать краткие изречения и письма. Осенью 1909 г. представители фирмы Graphophone записали изречения Толстого из книги «На каждый день» на русском, английском, французском и немецком языках. Посетители смогут услышать эти редкие аудиозаписи.
Уголок кабинета Л.Н. Толстого с фонографом, подаренным ему Т. Эдисоном в январе 1908 г. Фотография П.А. Сергеенко. Ясная Поляна. Конец 1910-х гг. (?)
Будет рассказано и о работе кинематографистов над запечатлением образа Толстого. В 1908 г. в Ясной Поляне было отказано многим кинооператорам. Лишь один из них пробился через С.А. Толстую – это видеооператор А.И. Дранков. Позже подключились Ж. Мейер, А.А. Ханжонков. Документальные киноленты с участием Толстого будут показаны на выставке. Кроме того, будет представлен киноаппарат 1908–1914 гг.
В разговоре с журналистом «Вечернего Петербурга» Толстой высказался о киносъемках: «Интересно видеть самого себя почти живым: точно раздвояешься».Таким образом, посетители проделают путь от дагеротипа до видеосъемки с Толстым.
Партнером выставки выступит Политехнический музей, который предоставит старинные фото- и видеокамеры, а также фонограф фирмы Graphophone, печатную машинку Remington, приемник телеграмм. Посетители также увидят стереоскопы, граммофон, пластинки, афиши и газеты первого десятилетия XX в. из фондов музея Толстого.
Стереоскоп настольный автоматический «Le Taxiphote». Начало ХХ века
В залах выставки посетители найдут цитаты Толстого, отражающие отношение писателя к техническим новинкам, которыми он пользовался. Кроме того, будут раскрыты воззрения Толстого на прогресс, изложенные в его публицистике.
Л.Н. Толстой на Косогорском заводе. Профессиональная фотография. 1896 г. Тульская губ.
Писатель глубоко страдал от угнетения простых людей, от тяжелых условий работы на фабриках и заводах. Посетители увидят фотографии Косогорского завода в Туле. Именно этот завод описан в обличительной статье Толстого «Неужели так надо?».
Размышляя о различных направлениях технического прогресса, Толстой отстаивал точку зрения простых людей и считал, что прогресс только в том случае станет прогрессом, когда в его основу будут положены нравственные принципы.
«Когда жизнь людей безнравственна и отношения их основаны не на любви, а на эгоизме, то все технические усовершенствования, увеличение власти человека над природою: пар, электричество, телеграфы, машины всякие, порох, динамиты, робулиты, — производят впечатление опасных игрушек, которые даны в руки детям», — записал Толстой в дневнике 14 ноября 1903 г.
Партнеры выставки:
Политехнический музей
Roman Shmidt Stereophotography
Куратор:
Олеся Волосевич
В программе открытия выставки: показ документальной киноленты с Л.Н. Толстым, озвученной игрой на рояле (Дмитрий Семин), в сопровождении газетной хроники 1910 г. (читает Александра Бурьянова).
Аккредитация и дополнительная информация: volosevich.ol@gmail.com
8 926 426 1294 (Олеся Волосевич)