Открытие выставки «"Здесь гений жил..." Литературные места России. К 100-летию со дня рождения художника Бориса Щербакова»
Потомственный художник, мастер пейзажной живописи первого ряда Борис Щербаков (1916–1995) посвятил свой художественный дар разгадыванию концепта гения места (genius loci). Начиная с 30-х и до конца 70-х гг. XX в. мастер следовал по пятам за Пушкиным, Толстым, Тургеневым, Шолоховым, Лермонтовым. На его полотнах – порыжевшие березы в зеркале яснополянского пруда и тихие комнаты толстовского дома, аллеи в Михайловском, по которым гулял Пушкин, шолоховские места – бирюзовые воды Дона, меловые горы и курганы, помнящие казачью славу. Откуда бралась великая русская литература? Где ее истоки? На этот вопрос отвечал своими картинами Борис Щербаков. На выставке в Толстовском центре будут впервые собраны более 50 полотен художника из коллекций семи российских музеев.
Б.В. Щербаков в Академии Художеств. 1986 г.
Среди выдающихся мастеров отечественной пейзажной живописи ХХ столетия имя Бориса Валентиновича Щербакова (1916–1995) стоит в первом ряду. Б.В. Щербаков — потомственный художник. Его отец, В.С. Щербаков (1880–1957), профессор живописи, выпускник Казанской художественной школы, затем был учеником И.Е. Репина и Ф.А. Рубо в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Мать художника, преподаватель филологии и истории, получила образование на знаменитых Бестужевских курсах.
Щербаков Б.В. Липовая аллея. 1936 г. Холст, масло. «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское».
Отправной датой работы Бориса Щербакова над тематическими циклами, посвящёнными памятным литературным местам России, следует считать предвоенные, 1930-е гг. Именно тогда, посещая пушкинский заповедник в Михайловском, он ощутил особый вкус и особое желание через пейзажный мотив — единственный и неповторимый, донести до зрителя незримый диалог «Пушкин — природа», задумываясь, размышляя, по сути, о концепте «genius loci» (гения места).
В 1959 г. Б.В. Щербаков начал работать над циклом, посвящённым местам жизни и творчества Л.Н. Толстого.
Щербаков Борис Валентинович (1916-1995). В Яснополянском доме. 1961 г. Холст на картоне, масло. ГМТ.
«Природа Ясной Поляны была источником вдохновения для великого художника, и описание многих уголков её мы встречаем на страницах „Войны и мира“, „Анны Карениной“ и других произведений. Природа Ясной Поляны приблизила меня к великому художнику слова, многое в нём объяснила, и у меня зародилась мысль: языком линий и красок попытаться передать те настроения и чувства, которые пробудила природа Ясной Поляны, незаметно, но глубоко вошедшая в моё сердце и с каждым разом всё больше и больше чарующая меня», — отмечал живописец.
Щербаков Борис Валентинович (1916-1995). Большой пруд в Ясной Поляне. 1960 г. Холст на картоне, масло. ГМТ.
Теми же творческими установками руководствовался он и в 1962–1965 гг. при создании «Тургеневского цикла» в Спасском-Лутовинове на Орловской земле. Художнику и здесь удалось передать черты, характерные для природных мотивов этого края, прежде всего — широту и раздолье.
Обращение к «шолоховским местам» произошло в 1973–1974 гг.: «Тихий Дон» для меня оказался не только ключом к пониманию природы края, но и помог мне до пристрастия полюбить «курганы в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу», и не спеша текущие к морю зеленовато-бирюзовые воды Дона, и сверкающие на солнце отроги меловых гор», — вспоминал художник. Ему посчастливилось не только работать в местах, где жил и творил, о которых писал М.А. Шолохов, но и познакомиться, подружиться с ним. 1970-е гг. ознаменованы интересом Бориса Щербакова к местам жизни и творчества М.Ю. Лермонтова в Тарханах Пензенской губернии и на Кавказе.
Б.В. Щербаков. Задонские дали. Пора осенняя. 1973 г. Картон, масло. «Музей-заповедник М.А. Шолохова».
Произведения, посвящённые литературным памятным местам, в большинстве своём стали музейными экспонатами. Их перечень значителен, и экспозиция настоящей выставки, подготовленная творческим содружеством российских музеев, включила более 50-ти избранных работ Бориса Щербакова. На выставке будут представлены также фотографии, личные вещи и работы художника из архива семьи Б.В. Щербакова, переданные на выставку его дочерью Галиной Борисовной Щербаковой.
Хранятся «мемориальные пейзажи» Бориса Щербакова во многих других собраниях нашей страны — в Государственной Третьяковской галерее, музеях Брянска, Владимира, Иркутска, Казани, Кемерово, Краснодара, Красноярска, Мичуринска, Омска, Оренбурга, Пскова, Ростова-на-Дону, Саранска, Тюмени, Элисты, других городов, в частных коллекциях.
Б.В. Щербаков на этюдах в Пушкинских горах. 1965 г. Собрание семьи художника.
Выставочный проект, посвященный 100-летию со дня рождения выдающегося живописца Б.В. Щербакова, автора циклов литературных пейзажей, подготовлен Государственным музеем Л.Н. Толстого и Государственным музеем А.С. Пушкина.