В Железноводском филиале музея Л.Н. Толстого открылась экспозиция «Путешествие в страну любви и вдохновения»

афиша жлзвдск.jpg


Название экспозиции филиала ГМТ «Культурного центра им. Л.Н. Толстого» в Железноводске связано с путешествием Л.Н. Толстого на Кавказ, куда он отправился вместе со своим старшим братом 165 лет назад. Поездка стала судьбоносной для Толстого. Здесь, на Кавказе, он поступил на военную службу, но самое важное — нашел главное дело своей жизни: стал писателем.


Начиная с первого кавказского рассказа «Набег» до последнего шедевра — повести «Хаджи-Мурат», 50 лет длился кавказский роман писателя. Если внимательно проследить кавказскую тематику: сюжеты, фамилии героев, географические названия, фольклор, — всё это присутствует в творчестве Толстого на протяжении всей его жизни. Менялись по мере его духовного становления оценки событий, свидетелями которых он был на Кавказе, исторических личностей, но одно оставалось неизменным — восхищение кавказской природой, культурой, историей народов, населяющих «страну любви и вдохновения». Именно этому краю он обязан открытием истины, которая стала его убеждением, что есть бессмертие, что есть любовь и что жить надо для другого, чтобы быть счастливым вечно.

Лучшие воспоминания его жизни принадлежат Кавказу. Этот край дикий и прекрасный, в «котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи: война и свобода», — стал колыбелью великого русского писателя, сумевшего стать властителем дум миллионов людей.

Цель новой экспозиции — открыть для посетителей Кавказ, знавший Толстого, начиная с маршрута его путешествия в Старогладковскую из Казани и заканчивая его работой над «Хаджи-Муратом». Полвека разделяет его первое и последнее произведение о Кавказе. А между ними  — «Казаки», «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Холстомер», «Азбука» и публицистические статьи, в которых он ставил вопросы и давал на них ответы: «В чём моя вера?», «Так что же нам делать?», «Что такое искусство?». Он крикнул всему миру: «Не могу молчать»!, «Одумайтесь!» — гневно протестуя против казней и ужасов войны. 

В новой экспозиции отражена повседневная жизнь писателя — его семья, дети, друзья и гости дома, юбилейные события. Фотографии, письма, рукописи из фондов ГМТ составляют интересный блок неизвестного об известном из биографии Толстого. Настоящим открытием стал зал, посвященный истории железноводской станции дилижансов. Карты, дорожные сундуки и чемоданы, кавказский плащ — бурка, утварь, бывшая на станции, предметы, которые брали путешественники в дорогу, портреты знаменитых людей, посетивших эту станцию, стол смотрителя с подорожными и др.

Завершает знакомство с экспозицией «дворовая выставка» с дилижансом, инсталляциями с лошадьми, подковами и колесами в небольшом хозяйственном дворике XIX в.

Новая экспозиция Центра безусловно будет интересна и взрослым, и детям, выполнит свою просветительскую миссию на Кавминводах.


1-13х18 (2).jpg

Братья Л.Н. и Н.Н. Толстые. Москва. 1851 г. Дагерротип К.П. Мазера


Из истории станции почтовых дилижансов


железноводск.JPG

В экспозиции показаны этапы развития почтовой станции, а также ее роль в транспортной и социальной инфраструктуре Кавказских Минеральных Вод середины XIX в., во время пребывания на Водах Л.Н. Толстого.


В 1820-х гг. для проезда на Железные Воды использовались две дороги. Одна проходила между горами Бештау и Шелудивая (в районе современного въезда в город со стороны Ессентуков). Вторая дорога шла из Константиногорского укрепления (Пятигорск) по Георгиевской дороге через Лысогорский казачий пост и далее под горой Змейка. Обе дороги были опасными и неудобными.

С 1828 г. транспортное сообщение между Пятигорском и Железноводским курортом открылось по новому маршруту через селение Каррас (ныне пос. Иноземцево). По указанию начальника Кавказской области генерала Г.А. Эммануэля дорога была расширена и приспособлена для проезда больших экипажей. Однако на рисунке М.Ю. Лермонтова, датированном 1837 г., видно, что эта дорога была обустроена плохо и почтовое сообщение не было налажено. Поэт пишет бабушке: «Милая бабушка, пишу к вам по тяжелой почте, потому что третьего дня по экстра-почте не успел, ибо ездил на железные воды и, виноват, совсем забыл, что там письма не принимают…»

С 1849 г. между городами КМВ начали курсировать казенные многоместные пароконные экипажи (однопалубные омнибусы на 8, а с 1853 г. — дилижансы на 10 пассажиров).  Омнибусы выезжали из Пятигорска утром и возвращались вечером. Площадка в центре курорта, на склоне горы Железной, была совсем небольшая, и стоящий на ней дилижанс с лошадьми мог доставить неудобства для отдыхающих. Поэтому при въезде в г. Железноводск со стороны г. Пятигорска начала развиваться станция для приведения в порядок омнибусов, поправления упряжи, кормления и отдыха лошадей.

В 1875 г. началось движение поездов от Ростова-на-Дону до станции Минеральные Воды, что значительно увеличило поток отдыхающих, пересылку почты и грузов. Одновременно со строительством железной дороги была построена шоссейная дорога от Минеральных Вод до Кисловодска через Каррас (Иноземцево), Пятигорск, Ессентуки и шоссе – ответвление от основного, до Железноводска.

В 1875 г. во всех городах КМВ были построены однотипные почтовые станции.

В августе 1875 г. император Александр II утвердил устав по содержанию почтовых отделений, укомплектованию их необходимым оборудованием и назначению персонала.

Между городами начали курсировать дилижансы, которые были более удобными для междугороднего сообщения. Они перевозили пассажиров и почту. Дилижансы отходили из Пятигорска, от входа в парк «Цветник». В Железноводске они останавливались на почтовой станции, где пассажиров уже ожидали извозчики на фаэтонах, повозках и тарантасах, выполнявших роль внутригородского транспорта.

В 1894 г. железная дорога связала ст. Минеральные Воды  и Кисловодск. Она проходила в 5 верстах в стороне от Железноводска. От железнодорожной станции до почтовой курсировали экипажи: 15 фаэтонов (на 4 пассажира каждый) и 2 грузовых фаэтона.

В 1897 г. была построена Железноводская железнодорожная ветка. Станция почтовых дилижансов утратила свое значение.

Начиная с 1840-х гг. и до конца XIX в., станция почтовых дилижансов играла важную роль в жизни Железноводского курорта. Через эти транспортные ворота проезжали все прибывавшие на Железные Воды, включая деятелей искусства, литературы и науки. Среди них: композитор, пианист, дирижер М.А. Балакирев; художник Н.А. Ярошенко; исследователь Кавказа А.В. Пастухов; осетинский поэт Коста Хетагуров и многие другие.

Л.Н. Толстой отдыхал на Водах два раза: в 1852 и 1853 гг. Большую часть времени он проводил в Пятигорске — центре курортной жизни. Он посещал и соседние курорты, где по рекомендации врачей принимал кисловодский нарзан, ессентукские воды, а также железистые воды. Железноводский курорт нравился Толстому своей спокойной атмосферой. «Мне кажется, что всё время моего пребывания в Железноводске в голове моей перерабатывается и приготовляется много хорошего (дельного, полезного), не знаю, что выйдет из этого», — писал он в дневнике 18 августа 1852 г. Воспользовавшись услугами Пятигорской почтовой службы, он отправил в журнал «Современник» свою повесть «Детство».

В начале 1890-х гг. на курортах Кавказских Минеральных Вод побывала писательница Л.И. Веселитская-Микулич. Забавные и увлекательные подробности путешествия на поезде до станции Минеральные Воды, а затем в конном экипаже до Железноводска она описала в своем произведении «Мимочка на Водах». Этот роман читали в семье Толстых и Лев Николаевич довольно высоко оценил талант писательницы.

Железноводская станция почтовых дилижансов — единственное подобное здание, сохранившееся на КМВ. Оно было отреставрировано в 2016 г., и здесь был открыт Культурный центр им. Л.Н. Толстого (филиал ГМТ, г. Москва).

Экспозиция Центра позволяет зрителю глубже проникнуть в атмосферу путешествий по Кавказу во второй половине XIX в. Этому способствует как изобразительный, так и предметный ряд: простые льняные шторы на окнах, дровяная печь в углу, письменный стол и стул XIX в., чемодан и дорожный сундук на полу, кавказская бурка, предметы обихода путешественников, почтовая атрибутика.