Музей Толстого приглашает на выставку «Аркадий Пластов. "Читая Л.Н. Толстого"...»

DPP_6194 (копия).jpg

Толстой с яснополянскими школьниками. 1959 г. ГМТ.

Аркадий Пластов (1893-1972) читал Толстого всю жизнь, считал его несравненным художником и великим учителем. Толстовским подходом к изображению народа проникнуты многие его работы. На выставке впервые в полном объеме будут представлены живопись и графика выдающегося художника XX в. Аркадия Пластова из фондов Государственного музея Толстого, из личного собрания семьи художника, Государственной Третьяковской галереи.


Слово Толстого входит в сознание Аркадия Пластова в детстве: «Лимонно-желтая азбука Л. Толстого как будто только час назад раскрыла передо мной чудо звучащих и говорящих закорючек. Крохотный синий томик Пушкина «Капитанская дочка», Жилин и Костылин Толстого, его мелкие рассказы, кольцовское «Что ты спишь, мужичок» – эти вещи были первые из литературных иллюстраций, что я пытался изобразить беспомощным карандашом».

В библиотеке его отца Александра Григорьевича, псаломщика сельской церкви и «большого любителя чтения», были «Русские книги для чтения» Толстого, которые издавались при жизни писателя огромными по тем временам тиражами. Так деревенский мальчик прочел то, что как раз и адресовал ему великий писатель. Будущий художник, обучавшийся в симбирской духовной семинарии, был поистине воспитан словесностью.

34.средина 1960-х.jpgАркадий Пластов. Середина 1960-х гг.

Во времена юности Пластова Толстой был властителем дум, мыслителем и художником, формировавшим общественное сознание нации, привлекавшим к себе лучшие умы человечества.

Вслед за Л.Н. Толстым, его великой эпопеей, Пластов показал Великую Отечественную войну 1812 года как народную трагедию, народную войну и народную победу. Художник обращается к текстам Толстого как иллюстратор в начале 50-х годов, когда его творческая зрелость достигает расцвета, когда уже написаны «Праздник урожая» и «Купание коней», восхитившее М.В. Нестерова «Стадо», апофеоз безжалостности войны «Фашист пролетел» и метафоры Победы и величия народного духа – «Жатва» и «Сенокос».

В это же время образ самого Л.Н. Толстого впервые возникает в творчестве мастера. В 1953-1954 годах художник делает большую гуашь «Встреча Л.Н. Толстого со слепцами».
Пластов обращается к образу писателя в картине «Л.Н. Толстой в яснополянской школе» (1959), где молодой Толстой окружен прислонишенскими ребятишками. Сходство с Толстым очевидно в герое иллюстрации к рассказу «Охота пуще неволи».

12.jpgВстреча Л.Н. Толстого со слепцами. 1953–1954 гг. ГТГ

В повести «Казаки» художника привлекала прежде всего стихия народной жизни, самобытность национального характера. К повести сделаны три иллюстрации – «Дядя Ерошка», «Оленин и Марьяна», «Марьяна». Иллюстрация «Дядя Ерошка» построена по законам живописного портрета.

«Марьяна», черноволосая девушка в розовой рубахе, дана во весь рост. «Марьяна, – пишет Толстой, – напротив, отнюдь не хорошенькая, но красавица. Черты ее лица могли показаться слишком мужественными, почти грубыми, ежели бы не этот большой стройный рост и могучая грудь и плечи, и главное, – ежели бы не это строгое и вместе с тем нежное выражение длинных черных глаз, окруженных темною тенью под черными бровями, и ласковое выражение рта и улыбки...». Встреча Оленина с Марьяной в залитом солнцем винограднике, одно из поэтичнейших мест повести – сюжет третьей пластовской иллюстрации.

DPP_625 (копия).jpg

Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Казаки». Оленин и Марьяна. 1952 г. ГМТ.

Обращаясь к такому неиссякаемому источнику пластических сюжетов, как роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», Пластов удивительно избирателен: к огромному роману он делает лишь два варианта эпизода «Левин на покосе». Именно в этой сцене художник почувствовал особое родство с любимым толстовским героем. «Сенокосную работу, – писал Пластов, – я люблю до самозабвения».

Рассказ Толстого «Холстомер» не мог оставить Пластова,  крестьянина и художника, равнодушным. Он сделал к повести более 12 листов, иллюстрируя все поэтически важные моменты. Как и Толстой, он любил и знал лошадей. Для крестьянина лошадь испокон веков была частью бытия, кормилицей, труженицей, олицетворением богатства и счастья. Работа над листами иллюстраций к повести «Холстомер» началась в январe 1953 года и продолжалась (видимо, с перерывами) больше года. 11 февраля 1954 года серия почти завершена.

1.jpg

Холстомера уводят из табуна. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Холстомер». 1952–1953 гг. ГТГ.

«Я сегодня начал доканчивать последний лист к Холстомеру, будет всего 12 листов, оформление – паспарту – уладил и теперь буду их показывать в очень опрятном и выгодном виде». «Холстомер» – это гимн жизни. В иллюстрациях «гадкая и величественная» старость лошади – прекрасна. Ведь по законам того живописного языка, на котором говорит Пластов, она гармонично вписана в окружающий мир.

Читая Толстого, Аркадий Пластов запечатлел в своем творчестве последний портрет русского крестьянства, исторический архетип класса, уничтоженного в двадцатом веке, сохранил в искусстве исчезающие образы русской жизни.

По материалам, предоставленным Т.Ю. Пластовой


Время работы выставки: 12 ноября 2015 г. – 20 января 2016 г.

Церемония открытия состоялась 12 ноября (четверг) в 15.00 по адресу: Пятницкая, 12.





Концертная программа на открытии выставки:

С.В. Рахманинов. Этюды-картины ор.39.
Исполняет лауреат международных конкурсов, выпускник РАМ им. Гнесиных Алексей Кузнецов (фортепиано).
П.И. Чайковский. Пьесы-картины из цикла "Времена года".
Исполняет лауреат международных конкурсов Константин Чавдаров (фортепиано).

Аккредитация:

Лучанинова Татьяна Петровна
8-905-713-59-578-905-713-59-57
e-mail: luchaninova@list.ru