В музее Толстого прошел семинар-мастерская «Черновики – текст, который не пригодился?»

chernovik17_s.jpg 
Государственный музей Л.Н. Толстого и Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» провели семинар-мастерскую «Черновики – текст, который не пригодился?» Он организован в рамках проекта «Черновики – на белый свет» (проект – победитель конкурса Благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире»). Мастерская была посвящена вопросу представления черновиков писателя в экспозиции литературного музея.


Как с помощью рукописей познакомить посетителя с творческой лабораторией писателя? Что рукописные материалы могут привнести в экспозицию музея? В ходе семинара, который длился целый день, подходы к решению этих задач искали ведущие сотрудники Государственного музея Толстого, музея-усадьбы «Ясная Поляна», музея Пушкина, музея Булгакова, Самарского литературного музея, музея-усадьбы Лермонтова «Тарханы», музея Ахматовой в Санкт-Петербурге, Приморского музея им. Арсеньева, научные сотрудники ИМЛИ РАН, эксперты Благотворительного фонда Потанина, экспозиционеры и художники. 

Семинар открыла Фекла Толстая, зав. отделом развития ГМТ и руководитель проекта, после чего передала слово докладчикам. Об опыте экспонирования рукописей за всю историю музея Толстого (а музей Толстого в Москве существует более ста лет) рассказала Т.Г. Никифорова, главный хранитель рукописей Л.Н. Толстого. Ее рассказ сопровождался показом архивных фотографий экспозиций музея в разные десятилетия XX века. Виктор Шалай, директор Приморского музея имени Арсеньева (Владивосток), поделился опытом представления рукописного материала на примере выставки «Элеонора Прей. Письма из Владивостока». С новыми методами визуализации текста участников семинара познакомила Майя Стравинская, креативный директор студии инфографики «Рамблер.Афиша». 

Однако большая часть семинара-мастерской стала практической. Участники, разбившись на тематические группы, разработали и показали возможные формы представления рукописей в музейном пространстве. Они анализировали варианты начал романов Толстого, изучали, как писатель работал над портретом героини на примере Катюши Масловой, как подбирал имена героев. В качестве материала для работы организаторы подготовили копии и расшифровки рукописных черновиков Толстого, а также соответствующие текстологические и филологические статьи и исследования. Материал касался трех романов Толстого («Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение»). 

Работа, проделанная на материале автографов Толстого, сможет найти свое применение в экспонировании наследия других писателей. 

В декабре 2013 года организаторы провели первый исследовательский семинар в рамках проекта «Черновики на белый свет», на котором сотрудники российских музеев представляли свои методы экспонирования рукописей.