В музее Толстого состоялся исследовательский семинар «Рукопись в литературном музее: способы представления»


17 декабря в музее Толстого сотрудники ведущих литературных музеев обменивались опытом и дискутировали об экспонировании рукописей.

Исследовательский семинар «Рукопись в литературном музее: способы представления» – один из этапов реализации проекта «Черновики – на белый свет», признанного в 2013 году победителем грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Проект, руководителем которого выступает Фекла Толстая (зав. отделом развития музея Толстого), направлен на решение проблем многих литературных музеев: как представлять рукописи и черновики в литературной экспозиции, как повысить их информативность, эмоциональность и значимость для зрителя.

Директор ГМТ Наталья Алексеевна Калинина заметила, что особое отношение к рукописям в музее Толстого неслучайно: в Государственном музее Л.Н. Толстого, одном из старейших литературных музеев России, хранится более 300 тыс. рукописей. Все, что вышло из-под пера Л.Н. Толстого, сосредоточено в Стальной комнате музея. Это не только бесценный материал для исследователей, – подчеркнула Фекла Толстая, – но и важный ресурс для экспонирования. Рукописные материалы с заметками, исправлениями, рисунками способны быть не просто «картинками»: они могут показать посетителю процесс создания произведения.

Елена Игоревна Потемина, заместитель директора по научно-просветительской работе Государственного музея А.С. Пушкина, познакомила участников семинара с существующей экспозицией музея, где рукописи представлены без использования технологических новинок. Однако некоторые художественные решения, например, «водопад рукописей», который «обрушился» из-под пера Пушкина в Болдинскую осень, вызвали интерес у участников семинара сами по себе. Елена Потемина выразила сомнение, что нужно растолковывать посетителю содержание (или значение) каждой рукописи.

Галина Васильевна Алексеева, заведующая отделом научно-исследовательской работы музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», рассказала о возможностях экспонирования изданий из личной библиотеки Толстого с его пометами.

Андрей Николаевич Рымарь, заместитель директора по научной работе Самарского литературно-мемориального музея им. М. Горького, поделился успешным опытом экспонирования «содержания» текстов на примере нескольких выставочных проектов музея. По его мнению, важно выявить главную особенность текста или художественного метода автора, некий генеральный принцип – и на его основе выстроить художественное решение. Так, переписка матери А.Н. Толстого с А.А. Бостромом (Александра Леонтьевна ушла к нему от мужа после двухлетних метаний) есть по сути хождение по кругу, мучительный поиск верного решения, и это стало основой экспозиции, где посетитель ходит по лабиринту, следуя за ходом мыслей героев выставки.

Кирилл Александрович Мееров, заведующий отделом мультимедиа выставочных проектов Государственного исторического музея, познакомил участников семинара со своими мультимедийными продуктами: электронными версиями исторических книг и документов для показа на информационных панелях, виртуальными выставками.

Фекла Толстая представила аудитории проект новой компьютерной текстологической программы, с помощью которой можно будет работать с полными собраниями сочинений писателей в новой, нелинейной форме.

В завершение семинара о первых итогах работы по реализации проекта «Черновики – на белый свет» рассказала его координатор Анастасия Тулякова.


Программа семинара