Славянскому съезду в Софии

Том юбилейного 90-томного собрания сочинений: 38.

Отзывы

Lvyonok Yasnopolyanskiy   07.10.2016 16:54:06

В июне 1910 г. Толстой получил приглашение от Комитета по устройству Славянского съезда в Софии на съезд – 24 июня. Кроме официального приглашения устроители съезда прислали Толстому особое письмо: «Возможны препятствия, которые помешали бы Вашему к нам приезду. Во всяком случае, как дороги и ценны были бы Ваши слова к этому торжественному случаю, когда славяне всех стран соберутся для взаимного ознакомления в столице маленького обновленного болгарского царства, освобождённого великой Россией, благодаря славянской идее! Наш съезд чисто культурно-экономический. Никакой политики, никакой партийности. Мы надеемся, во всяком случае, что единение славян на культурно-экономической почве может встретить одобрительный отзыв и со стороны общечеловеческого апостола, каков Лев Николаевич Толстой. С совершенным почтением и с благоговением перед светлым образом величайшего славянского писателя Вам преданные» (подписи председателя С. С. Бобчева и секретаря И. Д. Иванова).

Как видим, чтобы «закадрить» Льва Николаевича в участие в патриотическо-политическом действе, авторы послания прибегли к лукавству: в письме, с одной стороны, следуют уверения в том, что съезд носит "культурно-экономический" характер и совершенно чужд политике, но с другой — особо подчёркивается символика места проведения съезда: "в столице маленького обновлённого болгарского царства, освобождённого великой Россией благодаря Славянской Идее"... Таким образом авторы «выдают с головой» своё истинное, чуждое Льву Николаевичу, понимание жизни.

Прочитав такое послание, Толстой сперва решил было не только не ехать, но и не отвечать на приглашение. Своему домашнему доктору и помощнику, словаку Душану Петровичу Маковицкому он поручил отписаться ответом кратко и стереотипно, в духе: "Единственное благотворное только религиозное". Но, по настоянию Маковицкого, он всё-таки пишет краткий и очень резкий ответ, который Душану Петровичу пришлось несколько смягчить.

Особое внимание привлекли (и до сих пор привлекают) заключи-тельные строки ответа Толстого. По свидетельству Маковицкого, когда Толстой прочёл конец: «Побудила меня высказать – то, что я высказал, моя вера в то, что <...> эта основа будет принята прежде всех других народов христианского мира народами именно славянского племени», - присутствующий А. С. Бутурлин заметил: «Последние строки сходятся с тем, что Герцен говорил, что его идеалы впервые будут осуществлены славянами». Толстой в ответ настаивал, что это у него просто "учтивая фраза", дабы "красиво" закруглить отписку...

Берём на себя смелость утверждать, что это не так. Достаточно сопоставить идею славянской миссии религиозного единения человечества, высказанную в письме съезду с ранее (в 1906 г.) высказанными Толстым идеями "русской революции": ненасильственного религиозного освобождения трудящихся от повиновения правительствам и эксплуататорам и единения их на основе совсем иных условий хозяйствования и взаимоотношений. По сути, речь идёт о построении иной "цивилизации", к которой мало будет подходить само это архаическое слово, ибо не будет государств, границ, крепостей, городов, вооружений и войн, а будут свободные самоуправляющиеся общины и "мирное общение народов с народами".

По нашему мнению, сближение это не случайно. Уж тут никак нельзя говорить об "учтивой" фигуре речи: текст статьи весьма "неучтив" ко всем, и русским, и славянским, и прочим правительствам и державным патриотам... Утопии "славянской идеи" Толстой противопоставляет идею христианскую, единения и любовной, братской жизни не на кровной, племенной, национальной, а – на единственно прочной основе общего религиозного жизнепонимания. Братство по морали и этике, причём – религиозно обоснованным... Странно, что именно толстовские предложения полюбили называть утопией, тогда как славянские и прочие националистические обманки мнимого или непрочного "единения" — до сих пор привлекают толпы эмоциональных поклонников...

Впервые Письмо «Славянскому съезду в Софии» напечатано 29 июня 1910 г. в газетах «Современное слово» (1910, № 891) и «Утро России» (1910, № 184).

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Войти и написать отзыв

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: