Неделание

Том юбилейного 90-томного собрания сочинений: 29.

Отзывы

Lvyonok Yasnopolyanskiy   07.10.2016 15:06:58

Перед вами — одна из самых непонятых до сих пор и жестоко высмеянных статей Толстого, объявленная призывом к пассивности, полоумному сектантскому богоискательству и отказу от «прогресса».

История появления статьи связана с именами двух знаменитых французских писателей - Э. Золя и А. Дюма. В 1893 г. редактор французского журнала «La revue des revues («Журнальное обозрение») Э. Смит прислал Толстому вырезки французских газет: одна из них содержала речь 3. Золя, обращённую к собранию общества французского студенчества, председателем которого он был избран, другая — письмо А. Дюма к редактору газе «Gaulois». Содержание этих выступлений оказалось столь созвучно размышлениям писателя о христианском жизнепонимании и причинах, мешающих сто утверждению, что Толстой решил написать статью, которую и предваряли выступления Золя и Дюма. 10 июня 1893 г. он писал сыну Льву и дочери Марии, что его заинтересовали эти выступления в духе времени, и о том, «чем это кончится и что делать». 9 августа сочинение было завершено (подписана авторская дата) и под названием «Неделание» впервые опубликовано на русском языке в журнале «Северный вестник» (1893. — № 9) после получения цензурного разрешения, чему способствовал влиятельный друг Толстого, знаменитый юрист и адвокат А. Ф. Кони.

Толстой с симпатией отнёсся к письму Дюма: да! пришло время исполнения заповеди «любите друг друга», не разбирая, кто сказал это, Бог или человек. Речь Золя, произнесённая с позиций, типичных для позитивистской науки, вызвала у Толстого-христианина закономерно-негативную реакцию. Выступление Золя Лев Николаевич назвал глупым.

Оба эти выступления позволили Толстому ещё раз публично высказать те идеи, которые были вызваны в нём многолетними размышлениями над открывшимся ему в 1880-х гг. с истинной силой и содержанием учением Христа а также над рядом других мудрых религиозно-нравственных учений человечества. Здесь особеенно надо выделить учение Лао-Цзы с его учением «у-вэй», «неделания», осмысленным Толстым с позиций христианского же жизнепонимания.

Название статьи «Неделание» свидетельствовало о развитии принципа религиозного ненасилия, который определился Толстым ещё в период создания книги «В чём моя вера?» как центральный дли христианского учения. Ненасилие, «неделание» и объемлющий то и другое закон любви — это эволюция размышлений писателя о человеке духовном, о самосовершенствовании. которого можно достигнуть путём «неделания».

Анализируя выступления двух больших писателей. Толстой говорит, что Золя «усыпляет», а Дюма «будит» людей, его слово писатель называет пророческим. Лукавая седомудая интеллигентская сволочь Э. Золя советует доверчивым юнцам не менять свою жизнь, а усиливать деятельность в «нужных» казённой «родине», государству, направлениях. Дюма же предсказывает изменении в чувствах людей, которые наконец научатся «любви друг к другу», и это приведёт человечество к счастью, к окончанию бесконечных побоищ, разорения, вырождения людей.

Последнее, с точки зрения Льва Николаевича, оппонировало речи Золя и было ближе к истине. Оно оказалось созвучным размышлениям самого Толстого о христианском жизнепонимании и причинах, мешающих его утверждению. Среди них, по мысли Толстого, высказанной им ещё в «Христианском учении», — суеверие внешнего общественного устроительства в ущерб внутреннему, сущностному преображению человека, суеверие «социального (научного, промышленного, военного, культурного и пр.) прогресса», могущего, благодаря кипучей деятельности, решить проблемы человечества. Это гнусный антихристов соблазн, уводящее молодых в сторону от настоящей борьбы, направленной на СЕБЯ, в сферу самодовольства и буржуазной гордыни "успешных" самодовольных и манипулируемых идиотиков, Толстой уловил в речи француза. Золя усыпляет и советует не меняться, а менять по тем или иным модным схемам жизнь вокруг себя, Дюма же — будит, пророчески ставя исполнение христианских заповедей условиями выживания и настоящего прогресса человечества.

Христианский закон любви, а не мирское уважение к труду, к «правам человека», становится необходимым условием развития человечества, но для этого необходимы «перемены в мыслях», «чувствах и действиях» людей, наподобие того, как происходит «поворот корабля после поворота руля». Толстой напоминает смысл первых проповедей Христа: одумайтесь, покайтесь, измените своё понимание жизни. Для этого человек, по мысли Толстого, должен отстраниться от суеты, сосредоточиться и подумать о том. что нельзя жить языческой (лукавой, лжехристианской) жизнью. Ни акторы организованного насилия (правительства, мытари, военщина, полицаи, судилища), ни совершаемые ими преступления (казни, грабежи, войны) не нужны человеку-христианину и не могут, не должны им признаваться и одобряться.

Толстой вдумчиво критикует речь Э. Золя, который предлагает удержать существующий порядок, ложные религии и ложный в буржуазном мире статус науки и учёной интеллигентской касты с её мнимо-полезными и тщетными потугами к истине без Бога. Золя определяет смысл жизни человека как обманчивое стремление к одиночному, построенному иа борьбе с другими, благу личности, семейному, народному или государственному. Но требования разума и любви, заложенные в человека, эти высшие свойства души, не могли быть даны человеку только для того, чтобы быть колодками на ногах пленника! Толстой призывает людей следовать высшим свойствам души для исполнения воли Пославшего их в мир, то есть Бога. Он говорит о христианском жизнепонимании как исполнении человеком-сыном Бога единого для всех людей закона любви людей друг к другу и указывает шаги к его исполнению: познайте НЕДЕЛАНИЕ, опомнитесь, остановитесь, освободитесь от той суеты, которая мешает понять смысл разумной жизни в Боге и Христе.

Толстой уверен, что любовь, скрытая в душах людей, проявится в деятельности, распадутся старые и сложатся новые формы благой жизни, которой уже давно требует их разум и любовь, и установится Царство Божие. Христианский проповеднический пафос писателя выражен в заключительной фразе - цитате из Евангелия: «Ищите Царства Божия и правды его, а остальное приложится вам».

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Войти и написать отзыв

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: