Как известно, своей знаменитой "Исповеди" Лев Николаевич дал подзаголовок: "Вступление к ненапечатанному сочинению".
Таким образом, справедливо считать её первой главой большого труда Л.Н. Толстого, который, как он небезосновательно предполагал. не мог, по цензурным условиям, быть опубликованным в России.
Таких трудов у Л.Н. Толстого вскоре появилось целых три: "Исследование догматического богословия" (далее в тексте — ИДБ), "Соединение, перевод и исследование четырёх Евангелий" и трактат "В чём моя вера". И все они встретили цензурный отпор при попытке их напечатания, так что исповедальное "вступление" в той или иной степени следует связывать с каждым из них.
Тем более, что мы знаем, что изначально, в 1879 г., Толстой задумывал именно единый труд, куда планировал включить и разбор православной догматики, и соединённое изложение Евангелий, и своё понимание евангельского учения. Громадность же и сложность взятой Л. Н-чем на себя задачи предопределила необходимость четырёх отдельных книг, составляющих части этой единой великой работы.
Наряду с исследованием Евангелий, "Исследование догматического богословия" — наиболее теоретически сложный, непонятый и упорно замалчиваемый труд Л.Н. Толстого.
За основу своего исследования Л.Н-ч взял известное 5-томное "Православно-догматическое богословие" митрополита московского и доктора богословия Макария, вышедшее первым изданием в 1849-1853 гг., за которую Макарий получил Демидовскую премию и был официально признан главным русским богословом.
Напряжённую работу над текстом постепенно разделившегося сочинения Толстой продолжал до середины 1880-х гг. Так, написание ИДБ в основном следует относить к осени 1879-марту 1880 гг., но последняя его переработка относится, по письмам Толстого, уже к сентябрю-ноябрю 1884 г.
Издатели сразу преподнесли автору некоторый "сюрприз": начиная с первого издания ИДБ в Женеве (1-я часть - 1891г., 2-я - 1896 г.) сочинение выходило под странным, неавторским названием: "КРИТИКА догматического богословия". Это при том, что сам Л.Н-ч везде называл свою книгу именно "исследованием христианского учения по толкованиям церкви, апостолов и так называемых отцов церкви".
В 1903 году ИДБ вышло в издании "Свободного слова" (Крайсчерч, Англия), с опечатками, с которого, в ещё более изуродованном цензурой виде, было перепечатано в России издателями Аскархановым и Герциком (1908 г). 3-е - 5-е отечественные издания состоялись в составе т.н. Полных собраний сочинений Л.Н. Толстого (1911, 1913, 1957), малодоступных большинству читателей. По последнему из этих изданий, самому точному, текст ИДБ перепечатал "Толстовский листок" (2000).
В России 21 века массовых переизданий "Исследования догматического богословия" нет и не предвидится. Ещё бы! В этом сочинении Толстой с позиций разума, логики, здравого смысла и неопровержимых фактов развенчал богословие российской церкви "православных" как лжехристианское и антихристово, т.е. несовместимое и враждебное истинному учению Христа. А именно эта гадина и именно с этим своим обветшалым лжеучением в России начала 21 в. набирает силу и влияние...
Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:
Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке.