Статья «Зелёная палочка» возникла у Толстого в результате скрещения двух замыслов, которые занимали его в 1903—1904 гг. Толстой, во-первых, задумал описать самого себя со всеми своими отрицательными и положительными чертами, во-вторых, он хотел дать популярное изложение христианского учения в их истинных, открывшихся ему, силе и значении.
В записи Дневника от 9 июня 1903 г. Толстой среди трёх задуманных им тем помечает и следующую: «Кто я такой — описать себя сейчас со всеми слабостями и хорошим». Первый замысел он стал приводить в исполнение, однако, приблизительно лишь через полтора года, второй же, нашедший себе некоторое осуществление и в «Зелёной палочке», более полно был развит в статье «Единое на потребу».
1 декабря 1904 г. Толстой записывает в Дневник; «Начал Кто я». Этот первый приступ к статье — в автографе, озаглавленном «Кто я?» (рукопись на двух полулистах писчей бумаги, согнутых пополам и исписан¬ных с обеих сторон), вслед за заглавием следует вот что:
«Гд; я? Зач;мъ я? Кто я? O; suis-je? Pourquoi suis-je? que suis-je?».
Автограф этот и есть конспективный набросок будущей первой главы «Зелёной палочки».
Заглавие статьи связано с широко известным эпизодом из детства писателя, его детских игр с братьями. Вот как об этом писал сам Лев Николаевич в своих «Воспоминаниях»:
«Это одно из самых далёких и милых и важных воспоминаний. Старший брат Николенька был на 6 лет старше меня. <…> Так вот он-то, когда нам с братьями было – мне 5, Митеньке 6, Серёже 7 лет, объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. (Вероятно, это были Моравские братья, о которых он слышал или читал, но на нашем языке это были муравейные братья). Ия помню, что слово «муравейные» особенно нравилось, напоминая муравьёв в кочке. Мы даже устроили игру в муравейные братья, которая состояла в том, что садились под стулья, загораживали их ящиками, завешивали платками и сидели там в темноте, прижимаясь друг к другу. <…> Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зелёной палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого Заказа, в том месте, в котором я, так как надо же где-нибудь зарыть мой труп, просил в память Николеньки закопать меня» (Толстой Л.Н. Собр. Соч.: В 20-ти тт. Т. 14. М., 1964. С. 465 - 466).
С надеждой, что люди откроют эту тайну и с постоянным стремлением открыть её, Лев Николаевич прожил всю жизнь и там, где, по преданию, зарыта зелёная палочка – в Ясной Поляне, у дороги, на краю оврага старого Заказа, просил похоронить его.
Зелёная палочка для Льва Николаевича – не просто чудо или сказка из детства, она – метафорическое оформление лучших свойств его души и качеств характера, благороднейших убеждений: всего того, что привело его в зрелые годы к исповеданию истины высшего религиозного жизнепонимания, нецерковного, свободного христианства, -- христианства Христа, а не попов и толковников!
Толстой сам пишет об этом так:
«Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зелёная палочка, на которой написано то, что должно уничтожить всё зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает» (Там же. С. 467).
В Дневнике под 11 августа 1908 г. Толстым записано такое завещательное распоряжение:
«Второе, хотя это и из пустяков пустяки, то, чтобы никаких не совершали обрядов, при закопании в землю моего тела. Деревянный гроб, и кто хочет, снесёт или свезёт в Заказ против оврага, на место зелёной палочки. По крайней мере, есть повод выбрать то или другое место» (56: 144).
В одноимённой статье Толстой говорит о том, как сделать жизнь радостной и счастливой. «Всем людям хочется жить радостно, в любви и согласии, не болеть, не страдать, не умирать, и все живут в разделении, во вражде друг с другом, все болеют, все страдают и умирают. Отчего это? Зачем Бог сотворил людей так, что все они желают добра, а все мучаются?» – размышляет писатель.
Прямо обращаясь к читателям, Толстой настойчиво призывает задуматься, прислушаться к голосу своей совести: «Остановитесь жить. Подумайте о том, что; вы, где вы и что вас ожидает». Писатель взволнованно убеждает: «Поймите, что всё, что представляется нам важным: удовольствия, радости и богатства, отечество, приличие, привычки, слава, – всё это ничто в сравнении с главным, истинным назначением жизни».
В основание своей христианской проповеди Лев Николаевич Толстой кладёт евангельские притчи о виноградарях, о талантах, неоднократно цитируемые им и в других произведениях. Писатель утверждает, что для того, чтобы «всякий человек <...> понимал бы своё положение в мире», нужно, чтобы он усвоил основные законы жизни – «делание другим того, что хочешь, чтобы тебе делали».
Во второй части статьи Толстой кратко, ясно, просто излагает сущность учения Христа в его истинном, не извращённом церковными перетолкованиями, значении и тем самым даёт читателю ключ к религиозно-нравственной истине, к знанию разумного учения о смысле человеческой жизни.
При жизни Толстого статья не публиковалась. Была напечатана впервые в № 1 журн. «Русское слово» за 1911 г.
Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:
Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке.