Голод или не голод?

Другие варианты названия: «Статья и отчет о пожертвованиях», «Апрель 1899».

Том юбилейного 90-томного собрания сочинений: 29.

Отзывы

Lvyonok Yasnopolyanskiy   07.10.2016 16:20:20

В 1898г. в имперской буржуазной России вновь голодали её кормильцы. Снова повторилось то, что было в 1891-92 гг. Царское правительство, напуганное ростом революционного движения, так настойчиво пыталось доказать общественности, что голода нет, что активно отказывало в помощи тем, кто пытался организовывать помощь народу. В этих условиях, Л.Н. Толстой, встречая противодействия мелкой губернской чиновной сволочи, тем не менее, снова организует помощь, заботится об открытии бесплатных столовых. Находится время и для новой статьи – «Голод или не голод?» (1898), главными темами которой стали хронически бедственное положение народа и взаимоотношения сочувствующей народу части общества и царской администрации.

      Толстой отмечает, среди прочего, тот факт, что НАРОД не только голодает, но и ПАЛ ДУХОМ, будучи постоянно мелочно, изнуряюще УНИЖАЕМ теми, кто управляет им (Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22-х тт. Т. 17. С. 184-185). Унижение это имеет своим корнем отсутствие элементарных прав и свобод для крестьян, их особом, приниженном положении, допускающем, в частности, позорное истязание розгами (Там же. С. 186).

      В связи с этим публицист предлагает царскому правительству принять комплекс наиважнейших, насущно необходимых, по его мнению, мер. Он предлагает:

    1. дать народу свободу вероисповедания;
    2. подчинить крестьянство общим для всех граждан, а не исключительным, законам;
    3. обеспечить для крестьян «свободу ученья, свободу чтенья»;
    4. «главное, снять то позорное клеймо, которое лежит на прошлом и теперешнем царствовании, разрешение дикого истязания, сечения взрослых людей только потому, что они числятся в сословии крестьян» (Там же. С. 187).

      Не унижать людей, верить в народ, уважать народ, доверять народу, обеспечить народу возможность «духовного подъёма» (а не ожесточения, которым всегда пользовались «оппозиционные» демагоги!) – этим, по мысли Льва Николаевича, правительство может поспособствовать братскому единению людей в России (Там же. С. 192). Для нас здесь важно характерное сочетание христианских призывов писателя с объективным анализом ситуации в стране и либеральной по своей сути программой внутриполитических преобразований, адресованной царю и правительству, что тоже является своеобразной «традицией» толстовской публицистики. Толстой здесь объективно ЛИБЕРАЛЕН, НО НЕ ОППОЗИЦИОНЕН ПРАВИТЕЛЬСТВУ страны, а готов к сотрудничеству в общем деле благоустройства жизни народа.

     «Духовный подъём народа» равносилен для Л.Н. Толстого ненасильственному революционному перевороту, могущему пресечь разящим ударом из «ружья духовного» разрушительную работу над народным сознанием революционных радикалов и её последствия – всплеск революционного насилия, разрушения жизни в стране, уже угрожавшего в то время самодержавной России.

     Увы, в полном своём объёме эта статья Л.Н. Толстого в те годы так и не увидела свет в России, как и более ранние его статьи о телесных наказаниях – «Николай Палкин» (1886-1887) и «Стыдно» (1895).

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Войти и написать отзыв

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: