ПИСЬМА П. И. БИРЮКОВУ, К. М. СИБИРЯКОВУ И В. М. ГРИБОВСКОМУ (ОБ ИЗДАНИИ НАРОДНОГО ЖУРНАЛА ИЛИ ГАЗЕТЫ). 1885

Увлеченно Толстой обсуждал с единомышленниками проект издания дешевого народного журнала или газеты. Через всю жизнь он пронес желание издавать журнал для народа, и, как только возникла эта возможность, он отправился пешком через всю Москву к известному меценату К. Т. Солдатенкову просить содействия и «обещал давать статьи ежемесячно». Программу журнала-газеты составили В. Г. Чертков, Л. Е. Оболенский, П. И. Бирюков. Оживленная переписка велась с книгоиздателями К. Т. Солдатенковым, В. Н. Маракуевым, с журналистами, писателями и общественными деятелями: редактором «Русского богатства» Л. Е. Оболенским, Н. Н. Златовратским, А. С. Пругавиным, А. М. Калмыковой, бывшим студентом Московского университета, учителем яснополянской школы М. А. Новоселовым и профессором права В. М. Грибовским. Огромный корпус писем составляют письма с детальным обсуждением дела с ближайшими соратниками Толстого – В. Г. Чертковым и П. И. Бирюковым.

«Может быть, – выражал надежду Чертков, – образовалось бы из этого постепенно хорошее периодическое издание для того полуграмотного народа, которому теперь нечего читать, кроме скверных лубочных изданий». В ответ получил трезвое «охлаждающее слово» Толстого: «Разумеется, что сочувствую этому и рад помогать вам и хочу писать для народа; но я знаю вперед, что дело будет само гораздо ниже, гораздо, гораздо ниже того, чем вы его воображаете. Много опасностей, соблазнов тоже в таком деле». 3-го октября он повторяет: «Мысль вашего журнала мне очень, очень сочувственна. Именно потому, что она слишком дорога мне, я боюсь возлагать на нее надежды». И в конце месяца следует признание Толстого, что издание журнала ему «теперь кажется желательнее, чем прежде».

Содействие в издании народного журнала Толстому предложил сын богатого сибирского золотопромышленника К. М. Сибиряков. Он cчитал Толстого «идеальным редактором проектируемого журнала», но Толстой ответил, что «трудом же своим, когда дело установится, буду, если жив буду, помогать всеми силами» (Т. 63, с. 273-274). И он даже высказал предложение: «И пока буду жив, вести – один, а то и два отдела» (Т. 63, с. 287).

Чертков послал Толстому программу народного журнала-газеты, составленную им и Л. Е. Оболенским при участии К. М. Сибирякова и других. Толстой одобрил ее. «Программу журнала я прочел и нахожу, что она составлена хорошо. В ней есть что-то новое, свежее. Если бы удалось выполнить хотя малую часть ее, что невозможно, то было бы большое дело. Если народный журнал создастся, я буду стараться как можно больше работать в нем (Т. 63, с. 245).

В оживленной переписке по поводу издания дешевого народного журнала содержится много важных советов Толстого.

В письме своему единомышленнику П. И. Бирюкову Толстой очень деликатно делится своими взглядами на трудности издания журнала. Признавшись Бирюкову: «Журнал очень вызывает меня к деятельности», Толстой замечает, что его «смущает» научный отдел: «Это самое трудное. Как раз выйдет пошлость. А этого надо бояться больше всего». И далее: «Язык надо бы по всем отделам держать в чистоте <...> чтобы не было того однообразного литературного языка, всегда прикрывающего пустоту. Пусть будет язык Карамзина, Филарета, попа Аввакума, но только не наш газетный. Если газетный язык будет в нашем журнале, то все пропало».

ПСС, т. 63, с. 285-286.


Приводим программу народной газеты, одобренную Толстым. Авторы программы сразу же, хотя и в скобках, предупреждают (Не для официального представления, а как идеал, выполнение которого желательно):

1. Руководящие статьи выясняют содержание всего номера и дают освещение его фактическому материалу в духе христианской морали.
2. Внутренние известия, посвященные изложению законодательных, земских, административных мер и постановлений, касающихся жизни народа, как сельской, так и фабричной городской. Цели и Постановления должны излагаться в общедоступных выражениях («своими словами»), простым наглядным языком, сопровождаясь, по возможности, разъяснениями и критикой.
3. Нужды народные: Небольшие, но разработанные с точными данными, фактами и цифрами, вопросы, возникающие в жизни народной, как в местных районах, так и в целом. Этот отдел должен иметь двоякую цепь: с одной стороны, уяснять и доводить до полного и отчетливого сознания народа те его потребности и нужды, которые смутно или незаконченно сознаются им самим, и указывать ему решение этих вопросов, наиболее осуществимое, а с другой стороны, выяснять власти эти потребности, а также и всякие другие нужды, назревшие в народе. Подспорьем для этого отдела со стороны указаний самой действительности должен служить следующий четвертый отдел.
4. Вести с родины: текущая сельская и фабричная жизнь, в форме сообщений (корреспонденции) чисто фактических о всех выдающихся явлениях, нуждах, недоразумениях, притеснениях, тяготах и т. п., которыми страдает жизнь масс.
5. Беллетристический фельетон: Рассказы бытовые, исторические и нравственно-религиозные.
6. Теоретические беседы: о Боге, природе и людях, имеющие целью, главным образом, разоблачать при свете мысли и чистого христианского миросозерцания те народные суеверия и предрассудки, которые в нем господствуют отчасти как остаток древнего язычества, отчасти как последствие чисто формального и обрядового, так называемого, православия. Сюда же могут войти, как подспорье для первой цели и как почва для следующего восьмого отдела, краткие, но цельные элементарные этюды по географии, метеорологии (о предсказании погоды и т. п.), ботанике, зоологии, отчасти физике и химии, гигиене и домашнему врачеванию и т. п. Этот отдел может удовлетворять сразу двум целям: рассеянию языческого миросозерцания и как подспорье в усовершенствованиях хозяйства, скотоводства, техники кустарных производств и т. п. Ввиду этого, не должно сообщать в нем бесцельных научных фактов, бесполезных для народной жизни, или каких-либо теоретических умствований, поверхностно знакомящих с так называемыми «последними словами», и желательно лишь строгое выполнение двух вышепоставленных целей.
7. Судебный отдел: передача выдающихся явлений жизни, выступающих перед судом, с нравственно-христианской их оценкой.
8. Смесь: О выставках (ремесленных и сельскохозяйственных), о кустарных промыслах, переселениях, хлебном сбыте, открытии навигации, о расписаниях и ценах железных дорог, спрос и цены на труд в различных местах, технические и земледельческие открытия и изобретения в разных областях, напр. в ветеринарии, скотоводстве и т. п.
9. Новые книги: Краткое изложение и разбор народных книг и газет с одобрением или же указанием на вред и шарлатанство.
10. Заграничные вести: Важнейшие законодательные меры относительно народа в чужих странах, учебное дело, очерки и факты экономической, юридической и политической жизни.
11. Почтовый ящик: беседы с читателями по их вопросам, советы, указания, справки. Бесплатные объявления о труде.

ПСС, т. 63, с. 245.


Многих своих корреспондентов, занятых проблемами издания народного журнала, Толстой предупреждал, что «издание хорошего по направлению народного журнала у нас будет не изданием, а танцеванием на канате, конец которого может быть только двух родов – оба печальные – компромиссы с совестью или запрещение. Журнал нужен такой, который просвещал бы народ, а правительство, сидящее над литературой, знает, что просвещение народное губительно для него, и очень тонко видит и знает, что просвещает, то есть что ему вредно, и все это запрещает, делая вид, что оно озабочено просвещением: это самый страшный обман, и надо не попадаться на него и разрушать его» (Т. 65, с. 192). Этот ответ Толстого на письмо литератора, профессора права В. М. Грибовского (псевд. Гридень), задумавшего издание журнала и просившего совета писателя по его ведению, неоднократно публиковался в печати.

Предполагалось подать прошение о разрешении журнала, «представить программы на утверждение правительства» (Т. 63, с. 288). Но решили не торопиться с журналом, поскольку издание книг требовало много внимания издателей. В. Г. Чертков считал, что «дело журнала тождественно с делом “Посредника”»*.
Мечта Толстого – попытка издания народного журнала – «Посредником» не осуществилась.

Новый проект издания народного журнала возник несколько позже. Приглашение к изданию народного журнала «Сотрудник» («Сотрудник народа») – «помочь и руководить» – Толстой получил в 1889 г. от И. Д. Сытина. «И я чувствую, что обязан, не могу не помочь, и планы есть довольно определенные», – писал Толстой (Т. 64, с. 205). Он наметил план участия в журнале, подробно изложил его программу: «Кроме мелочей журнальных: распоряжений правительства, смеси, рецептов, новых изобретений, повестей и т. п. – в нем, в журнале, печатать все то хорошее, что было думано и писано с самого начала по всем отраслям: мудрости, истории, поэзии, знания научного...» (Т. 86, с. 193). Стать редактором журнала Толстой пригласил Н. Н. Златовратского. Но и этот проект не осуществился: право на журнал вскоре было передано В. Н. Маракуеву.

Основание Толстым нового издательства для народного читателя в русской прессе 1880-х гг. не прошло незамеченным. Появился ряд рецензий на первые издания «Посредника»: в статье Е. С. Некрасовой «Книжки для народа» («Новости», 1885, 16 июля) горячо приветствовались первые четыре книжки «Посредника». Журнал «Женское образование» в октябрьском номере 1885 г. поместил рецензию на первые семь книжек «Посредника». Своеобразный отзыв дал в своей газете С. Шарапов («Русское дело», 1886, август).

«Книжный вестник» (1886, № 15-16) дал резкую статью о том, что Толстой «начинает поучать» народ легендами; ему вторил «Русский начальный учитель» (1886, № 8-9), порицающий книжки «Посредника» «за слишком поучительный характер»; журнал «Воспитание и обучение» (1886, № 1) отметил и достоинства, и недостатки «Посредника».

Правительство, Синод, цензурное ведомство были крайне встревожены появлением издательства «Посредник». Цензура неоднократно запрещала переиздание рассказов Толстого для народного чтения. В 1887 г. циркуляром Главного управления по делам печати были запрещены отдельные издания народных рассказов: «Чем люди живы», «Где любовь, там и Бог», «Три старца», «Много ли человеку земли нужно», «Зерно с куриное яйцо», «Два старика», «Упустишь огонь – не потушишь», «Девчонки умнее стариков», «Вражье лепко, а божье крепко», «Ильяс», «Два брата и золото», «Свечка».

Запрету подвергались и пьесы Толстого для народного театра. В русской прессе циркулировали слухи о цензурном запрещении к постановке на сцене пьесы Толстого «Власть тьмы». Разрешенная к печати, в первые же месяцы она разошлась тиражом свыше 100 000 экз. в изданиях «Сочинений гр. Л. Н. Толстого» и «Посредника». Рецензии поместил А. С. Суворин в «Новом времени» (1887, 5 января), Н. С. Лесков в «Петербургской газете» (1887, № 38)**.

«Народные рассказы, драма гр. Толстого “Власть тьмы”, напечатанная в виде народного издания в громадном количестве экземпляров, продается теперь по 10 копеек разносчиками на всех перекрестках, скоро обойдет всю Россию и будет в руках у каждого, от мала до велика», – сетовали «Московские церковные ведомости» (1887, № 18, 3 мая).

Недовольство выражала и Софья Андреевна***.

Но преобладали восторженные отзывы. Даже цензор К. Воронин высоко оценил народные рассказы Л. Н. Толстого: «Впервые в русской литературе такой гениальный талант посвящен сермяжному народу. Громадная популярность, почести, огромные средства, роскошь – все принесено в жертву простому народу <…> Нужно было отличаться патриотизмом Минина и носить в своей душе христианскую веру истинного подвижника, чтобы поступить с своим талантом так, как поступил граф Толстой. Это – не поступок, а подвиг, за который каждый истинный сын церкви в России при встрече с Толстым должен поклониться ему в ноги»****.

В народных рассказах Толстого переплетаются традиции древнехристианской учительной литературы и фольклора. От первой идут евангельские эпиграфы, вся форма рассказа – притчи с религиозно-нравственной сентенцией в конце («Понял я теперь, что кажется только людям, что они заботой о себе живы, а что живы они одною любовью»).

Толстой несколько преобразует сюжеты древних «Прологов» и «Патериков», чтобы подчеркнуть духовную силу того, кто живет «во Христе», исповедует идеи непротивления злу насилием.


* Хотя значительно позже Л. Я. Гуревич, редактору 85-го тома ПСС Толстого, выяснявшей причины отказа «Посредника» от издания народного журнала, пояснили, что это произошло, скорее всего, из-за цензурных преследований, которые привели бы к закрытию журнала.
** Е. М. Феоктистов известил К. П. Победоносцева: «Имеем очень много против постановки ее на сцене». См.: Письма К. П. Победоносцева к Александру III. – М., 1926; К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. – М., 1998.
*** Толстой в конце 1894 г. сфотографировался с «близкими по духу» друзьями, активными деятелями «Посредника»: В. Г. Чертковым,
П. И. Бирюковым, И. И. Горбуновым-Посадовым, И. М. Трегубовым и Е. И. Поповым. Но, по признанию писателя, «вышло очень неприятное столкновение из-за портрета. Как всегда, Соня поступила решительно, но необдуманно и нехорошо». В дневнике Софья Андреевна записала: «Ночью била негативы фотографий группы темных и своей бриллиантовой серьгой старалась из них прежде вырезать лицо Л. Н., что плохо удавалось. Легла в 3 часа ночи» (10 января 1895 г.).
**** ЦГИАМ, ф. 31, оп. 3, ед. хр. 2221, л. 60.