«ИСПОВЕДЬ». 1879–1882

В конце 1879 г. Толстой обратился к Н. Н. Страхову: «Напишите свою жизнь; я все хочу то же сделать. Но только надо поставить – возбудить к своей жизни отвращение всех читателей»; три недели спустя он сообщил: «Я очень занят, очень взволнован своей работой. Работа не художественная и не для печати» (22 ноября 1879 г.).

Вступив на новый, религиозно-философский путь, Толстой начал со своей исповеди. Его постоянная потребность в самоанализе, исповедальности обусловили особенный характер нового произведения. По мнению секретаря Толстого Н. Н. Гусева, писатель «явно преувеличенно изобразил в “Исповеди” ошибки своей прошлой жизни». Толстой стремился объяснить смысл происшедшего с ним духовного «переворота», «второго рождения».

В июле 1881 г. после многих переработок книга была закончена, передана редактору журнала «Русская мысль» С. А. Юрьеву, неоднократно просившему писателя дать в журнал свои произведения (в письме Толстому в декабре 1880 г., узнав, что предполагается поместить отрывки из «Декабристов» в «Русской речи», просил дать их в его журнал, характеризуя направление его как близкое Толстому). Под заглавием «Вступление к ненапечатанному сочинению», с эпиграфом: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях (Апостол Павел. Послание к Римлянам, 14: 1)» она должна была появиться в майском номере за 1882 г. К статье Толстого было предпослано небольшое трехстраничное введение, где признавалось «великое значение» книги Толстого «в наши дни тоски, неопределенных по своему внутреннему содержанию исканий правды, разочарований, приводящих к самоубийству…»

Духовная цензура долго не могла решить, как отнестись к этому произведению Толстого, но все же запретила издание «Исповеди». По словам бывшего секретаря «Русской мысли» Н. Н. Бахметьева, «для выпуска майской книжки “Русской мысли” “Исповедь” пришлось вырезать под очень бдительным наблюдением инспектора типографий <…> Впоследствии мне приходилось встречать у некоторых лиц в Петербурге эти вырезки из “Русской мысли”. С них в свое время снимали многочисленные копии, которые затем в гектографированном виде расходились по всей России». По его словам, нелегальным путем «Исповедь» разошлась в числе во много раз большем, чем распространила бы ее «Русская мысль», печатавшаяся тогда только в трех тысячах экземпляров.

Многие газеты сообщили о запрещении новой книги Толстого, усилив интерес к ней*.

В Петербурге и Москве существовали кружки студентов, занимавшиеся изданием толстовской «Исповеди» (см. воспоминания В. Вернадского, М. Новоселова, В. Маклакова, о. Павла Флоренского**).

Напечатана в 1884 г. в Женеве в изд. М. Элпидина под заглавием «Исповедь графа Л. Н. Толстого. Вступление к ненапечатанному сочинению». Затем перепечатана в эмигрантском журнале русских конституционалистов «Общее дело» (1883, № 56-57; 1884, № 58-61). В 1901 г. – в издании В. Г. Черткова в Англии.

В России довольно значительные выдержки из «Исповеди» были приведены в работе М. С. Громеки «Последние произведения графа Л. Н. Толстого», напечатанные в «Русской мысли» (1884, № 11), а также в статье В. Вогезского (В. М. Грибовского) «Беседы с гр. Л. Н. Толстым» в «Неделе» (1885, № 44, 46); впервые полностью была напечатана в 1906 г. в № 1 журнала «Всемирный вестник».

ПСС, т. 23.


* См., напр.: Об уничтожении полицией по представлению духовного цензора протоиерея Сергиевского статьи графа Л. Н. Толстого, напечатанной уже в журнале «Русская мысль» // Русские ведомости. – 1882. – № 200; Голос. – 1882. – № 198.
** Важным представляется отзыв о толстовской «Исповеди» о. Павла Флоренского, тогда студента физико-математического факультета Московского университета (1900–1904), в 1911 г. принявшего духовный сан. Не принимая религиозно-философского учения писателя, он признавался в своем духовном завещании «Детям моим…», что его «привлекала» толстовская «Исповедь»: «Это – лучшее сочинение апологетического характера, которое надо бы всячески распространять. Оно действует как взрыв тяжелого огромного снаряда и сразу уничтожает благодушное отношение к жизни. Появляется дилемма: или искать, найти Истину, или же умереть от жажды к Ней <…> Поэтому “Исповедь” надо всячески рекомендовать, так как от нее не может быть ничего, кроме пользы»; см. также: Мень А. Богословие Льва Толстого и христианство. Вступ. ст. к кн.: Л. Н. Толстой. Исповедь. – Л., 1991. – С. 5–27.