«КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ И ПРЕДИСЛОВИЕ К НЕМУ». 1881
Эта книга Толстого, по мнению его первого биографа П. И. Бирюкова, получила едва ли не наибольшее распространение из всех его религиозных произведений. В предисловии Толстой определяет место этого произведения в ряду других религиозных сочинений: «Это краткое изложение Евангелия есть извлечение из большого сочинения, которое лежит в рукописи и не может быть напечатано в России». Писатель дает краткое описание пути, который привел его к изучению Евангелия и к признанию за ним полной истины: «Мне важен был тот свет, который освещает 1800 лет человечество и освещал и освещает меня...».
Заканчивая книгу обращением к читателю, Толстой объясняет значение своего труда: «Дело <…> в том, чтобы понять, в чем состояло то учение, которое было так высоко и дорого людям, что проповедника этого учения люди признали и признают Богом. Вот это-то я пытался сделать, и для себя, по крайней мере, сделал это. И вот это-то я и предлагаю моим братьям.
Сочинение состоит из 4-х частей:
1) Изложение того хода личной жизни и моих мыслей, которые привели меня к убеждению в том, что в христианском учении находится истина (“Исповедь”).
2) Изложение христианского учения по толкованиям церкви вообще, апостолов, соборов и так называемых отцов церкви и доказательства ложности этих толкований (“Критика догматического богословия”).
3) Исследование христианского учения не по этим толкованиям, а только по тому, что дошло до нас из учения Христа, приписываемого ему и записанного в Евангелиях, перевод 4-х Евангелий и соединение их в одно (“Соединение и перевод 4-х Евангелий”).
4) Изложение настоящего смысла христианского учения, причин, по которым оно было извращено, и последствий, которые должна иметь его проповедь (“В чем моя вера?”)».
Все краткое изложение Евангелия состоит из 12 глав, ибо, говорит Толстой, «я, к удивлению и радости своей, нашел, что так называемая молитва господня (“Отче наш”) есть не что иное, как в самой сжатой форме выраженное все учение Иисуса в том самом порядке, в котором были расположены мною главы, и что каждое выражение молитвы соответствует смыслу и порядку глав:
Слова молитвы. Название глав.
1) Отче наш. Человек – сын Бога.
2) Иже еси на небесех! Бог есть бесконечное духовное начало жизни.
3) Да святится имя Твое. Да будет свято это начало жизни.
4) Да приидет царствие Твое. Да осуществится его власть во всех людях.
5) Да будет воля твоя яко на небеси. И да совершится воля этого бесконечного начала, как в самом себе.
6) И на земли. Так и во плоти.
7) Хлеб наш насущный даждь нам. Жизнь временная есть пища жизни истинной.
8) Днесь. Жизнь истинная в настоящем.
9) И остави нам долги наша, якоже. И да не скрывают от нас этой истинной и мы оставляем должникам нашим; жизни ошибки и заблуждения прошедшего.
10) И не введи нас во искушение. И да не вводят нас в обман.
11) Но избави нас от лукавого. И потому не будет зла.
12) Яко Твое есть царство и сила и слава».
Свое «Евангелие: возвещение о благе Иисуса Христа, Сына Бога» Толстой разделил на 12 глав: «1) Человек – сын бесконечного начала, сын этого Отца не плотью, но духом; 2) И потому человек должен служить этому началу духом; 3) Жизнь всех людей имеет Божественное начало. Она одна свята; 4) И потому человек должен служить этому началу в жизни всех людей. Это воля Отца; 5) Только служение воле Отца жизни дает истинную, т. е. разумную, жизнь; 6) И потому удовлетворение своей воли не нужно для истинной жизни; 7) Жизнь временная, плотская есть пища жизни истинной, матерьял для жизни разумной; 8) И потому истинная жизнь – вне времени, она только в настоящем; 9) Обман жизни во времени, жизни прошедшего и будущего, скрывает от людей истинную жизнь, настоящего; 10) И потому человек должен стремиться к тому, чтобы разрушать обман временной жизни прошедшего и будущего; 11) Истинная жизнь есть не только жизнь вне времени настоящего, но есть и жизнь вне личности – жизнь общая всем людям и выражается любовью; 12) И потому, живущий в настоящем общей жизнью всех людей, соединяется с Отцом – началом и основою жизни».
Содержание книги: Предисловие. Введение. Разумение жизни. I. Сын Бога. II. Служение Богу. III. Начало жизни. IV. Царство Бога. V. Истинная жизнь. VI Ложная жизнь. VII. Я и Отец – одно. VIII. Жизнь не во времени».
Толстой отправлял рукопись «Краткого изложения Евангелия» своим корреспондентам (ее получил, например, М. С. Громека (1852-1883) – недавний студент Московского университета (позже – автор статьи «Последние произведения гр. Л. Н. Толстого» // Русская мысль, 1883, № 2-4 и 1884, № 11), передал молодому журналисту М. Энгельгардту и др.).
ПСС, т. 24.
Заканчивая книгу обращением к читателю, Толстой объясняет значение своего труда: «Дело <…> в том, чтобы понять, в чем состояло то учение, которое было так высоко и дорого людям, что проповедника этого учения люди признали и признают Богом. Вот это-то я пытался сделать, и для себя, по крайней мере, сделал это. И вот это-то я и предлагаю моим братьям.
Сочинение состоит из 4-х частей:
1) Изложение того хода личной жизни и моих мыслей, которые привели меня к убеждению в том, что в христианском учении находится истина (“Исповедь”).
2) Изложение христианского учения по толкованиям церкви вообще, апостолов, соборов и так называемых отцов церкви и доказательства ложности этих толкований (“Критика догматического богословия”).
3) Исследование христианского учения не по этим толкованиям, а только по тому, что дошло до нас из учения Христа, приписываемого ему и записанного в Евангелиях, перевод 4-х Евангелий и соединение их в одно (“Соединение и перевод 4-х Евангелий”).
4) Изложение настоящего смысла христианского учения, причин, по которым оно было извращено, и последствий, которые должна иметь его проповедь (“В чем моя вера?”)».
Все краткое изложение Евангелия состоит из 12 глав, ибо, говорит Толстой, «я, к удивлению и радости своей, нашел, что так называемая молитва господня (“Отче наш”) есть не что иное, как в самой сжатой форме выраженное все учение Иисуса в том самом порядке, в котором были расположены мною главы, и что каждое выражение молитвы соответствует смыслу и порядку глав:
Слова молитвы. Название глав.
1) Отче наш. Человек – сын Бога.
2) Иже еси на небесех! Бог есть бесконечное духовное начало жизни.
3) Да святится имя Твое. Да будет свято это начало жизни.
4) Да приидет царствие Твое. Да осуществится его власть во всех людях.
5) Да будет воля твоя яко на небеси. И да совершится воля этого бесконечного начала, как в самом себе.
6) И на земли. Так и во плоти.
7) Хлеб наш насущный даждь нам. Жизнь временная есть пища жизни истинной.
8) Днесь. Жизнь истинная в настоящем.
9) И остави нам долги наша, якоже. И да не скрывают от нас этой истинной и мы оставляем должникам нашим; жизни ошибки и заблуждения прошедшего.
10) И не введи нас во искушение. И да не вводят нас в обман.
11) Но избави нас от лукавого. И потому не будет зла.
12) Яко Твое есть царство и сила и слава».
Свое «Евангелие: возвещение о благе Иисуса Христа, Сына Бога» Толстой разделил на 12 глав: «1) Человек – сын бесконечного начала, сын этого Отца не плотью, но духом; 2) И потому человек должен служить этому началу духом; 3) Жизнь всех людей имеет Божественное начало. Она одна свята; 4) И потому человек должен служить этому началу в жизни всех людей. Это воля Отца; 5) Только служение воле Отца жизни дает истинную, т. е. разумную, жизнь; 6) И потому удовлетворение своей воли не нужно для истинной жизни; 7) Жизнь временная, плотская есть пища жизни истинной, матерьял для жизни разумной; 8) И потому истинная жизнь – вне времени, она только в настоящем; 9) Обман жизни во времени, жизни прошедшего и будущего, скрывает от людей истинную жизнь, настоящего; 10) И потому человек должен стремиться к тому, чтобы разрушать обман временной жизни прошедшего и будущего; 11) Истинная жизнь есть не только жизнь вне времени настоящего, но есть и жизнь вне личности – жизнь общая всем людям и выражается любовью; 12) И потому, живущий в настоящем общей жизнью всех людей, соединяется с Отцом – началом и основою жизни».
Содержание книги: Предисловие. Введение. Разумение жизни. I. Сын Бога. II. Служение Богу. III. Начало жизни. IV. Царство Бога. V. Истинная жизнь. VI Ложная жизнь. VII. Я и Отец – одно. VIII. Жизнь не во времени».
Толстой отправлял рукопись «Краткого изложения Евангелия» своим корреспондентам (ее получил, например, М. С. Громека (1852-1883) – недавний студент Московского университета (позже – автор статьи «Последние произведения гр. Л. Н. Толстого» // Русская мысль, 1883, № 2-4 и 1884, № 11), передал молодому журналисту М. Энгельгардту и др.).
ПСС, т. 24.