«ИССЛЕДОВАНИЕ ДОГМАТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ». 1879-1880
В 1879 г. Толстой начал писать религиозно-философское сочинение, в которое входило исследование православной догматики, изложение Евангелия, изложение собственного понимания евангельского учения. В это же время он продолжил работу над своим переводом Евангелия, впоследствии получившего название «Соединение и перевод четырех Евангелий».
Во вступлении Толстой признается, что долгое время не мог решить, какое изложение выбрать для своего исследования догматического богословия. Окончив начерно, Толстой неоднократно принимался перерабатывать его. Последняя «поправка богословия» продолжалась в конце 1884 г. «Как ни смотри на это, для миллионов людей этот вопрос огромной важности, и поэтому кое-как или основательно исследовать его – это важно, если только писанье мое будет прочтено».
Во вступлении к «Исследованию догматического богословия» Толстой говорит, что, приступив к изучению православной догматики, он долгое время не мог решить, какое изложение выбрать для своего разбора, и наконец остановился на «Православно-догматическом богословии» доктора богословия Макария*, тогда митрополита Московского; сочинение это было указано Толстому как лучшее изложение догматов православия тульским священником А. Ивановым, с которым он беседовал о вопросах веры.
«И я изучил хорошо богословие и теперь вот кончаю разбор его. Если бы мне рассказывали то, что я там нашел, я бы не поверил. И все это очень важно», – писал Толстой (Т. 63, с. 12-13). Ему было важно «уяснить» (любимое слово Толстого), как понимает учение Христа и что исповедует называющее себя христианским общество. «Если бы Христос пришел и отдал в печать Евангелия <...> постарались бы получить его автографы и больше ничего», – с горечью запишет Толстой в Дневнике 25 ноября 1888 г.
Толстой считал, что верующий человек должен и исполнять учение Христа, жить в соответствии с евангельскими заповедями, не оправдываясь тем, что это невозможно в нашем грешном мире. Он признавал, насколько это трудно, но был убежден, что другого пути нет. Толстой стремился к этому сам в своей жизни (и падал неоднократно, и с сокрушением сердца, но вновь вставал) и настоятельно призывал к исполнению главной, с его точки зрения, заповеди Христа – о непротивлении злу насилием; даже тех, кто считал утопической попытку ее осуществления в земной мирской жизни.
Начинался долгий, трудный – до конца его дней – спор о невозможности применения в жизни его учения. Ожесточенная полемика с Толстым велась на страницах церковной и светской прессы. Особенно драматически это сказалось на отношениях в семье и привело к трагическому Уходу Толстого.
Первоначальное, зачеркнутое название этой статьи – «Что такое Церковь?». Она была вызвана публикациями в газете «Русь»**.
Статья Толстого предназначалась для журнала «Русская мысль» С. А. Юрьева. Отказавшись от напечатания статьи, Толстой, сократив ее и оставив лишь общие положения, включил ее в «Исследование догматического богословия». При этом было исключено упоминание о тех статьях, которые ее вызвали.
Во вступлении Толстой признается, что долгое время не мог решить, какое изложение выбрать для своего исследования догматического богословия. Окончив начерно, Толстой неоднократно принимался перерабатывать его. Последняя «поправка богословия» продолжалась в конце 1884 г. «Как ни смотри на это, для миллионов людей этот вопрос огромной важности, и поэтому кое-как или основательно исследовать его – это важно, если только писанье мое будет прочтено».
Во вступлении к «Исследованию догматического богословия» Толстой говорит, что, приступив к изучению православной догматики, он долгое время не мог решить, какое изложение выбрать для своего разбора, и наконец остановился на «Православно-догматическом богословии» доктора богословия Макария*, тогда митрополита Московского; сочинение это было указано Толстому как лучшее изложение догматов православия тульским священником А. Ивановым, с которым он беседовал о вопросах веры.
«И я изучил хорошо богословие и теперь вот кончаю разбор его. Если бы мне рассказывали то, что я там нашел, я бы не поверил. И все это очень важно», – писал Толстой (Т. 63, с. 12-13). Ему было важно «уяснить» (любимое слово Толстого), как понимает учение Христа и что исповедует называющее себя христианским общество. «Если бы Христос пришел и отдал в печать Евангелия <...> постарались бы получить его автографы и больше ничего», – с горечью запишет Толстой в Дневнике 25 ноября 1888 г.
Толстой считал, что верующий человек должен и исполнять учение Христа, жить в соответствии с евангельскими заповедями, не оправдываясь тем, что это невозможно в нашем грешном мире. Он признавал, насколько это трудно, но был убежден, что другого пути нет. Толстой стремился к этому сам в своей жизни (и падал неоднократно, и с сокрушением сердца, но вновь вставал) и настоятельно призывал к исполнению главной, с его точки зрения, заповеди Христа – о непротивлении злу насилием; даже тех, кто считал утопической попытку ее осуществления в земной мирской жизни.
Начинался долгий, трудный – до конца его дней – спор о невозможности применения в жизни его учения. Ожесточенная полемика с Толстым велась на страницах церковной и светской прессы. Особенно драматически это сказалось на отношениях в семье и привело к трагическому Уходу Толстого.
Первоначальное, зачеркнутое название этой статьи – «Что такое Церковь?». Она была вызвана публикациями в газете «Русь»**.
Статья Толстого предназначалась для журнала «Русская мысль» С. А. Юрьева. Отказавшись от напечатания статьи, Толстой, сократив ее и оставив лишь общие положения, включил ее в «Исследование догматического богословия». При этом было исключено упоминание о тех статьях, которые ее вызвали.
Впервые «Исследование догматического богословия» было напечатано в издании М. К. Элпидина в двух частях: первая часть – Geneve, 1891 г., вторая – Carouge (Geneve), 1896 г.; было озаглавлено «Критика догматического богословия». В 1903 г. появилось в издании «Свободное слово», в Англии, составив второй том предпринятого издательством «Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого, запрещенных в России».
В России «Исследование догматического богословия» вышло в двух изданиях в 1908 г. – Е. В. Герцика в Санкт-Петербурге и Н. С. Аскарханова.
ПСС, т. 23.
* Первое издание «Православно-догматического богословия», в пяти томах, появилось в 1849-1853 гг. 17 апреля 1854 г. Академия наук присудила автору полную Демидовскую премию; митрополит Макарий был признан первым русским богословом.
** Соловьев Вл. О духовной власти в России (по поводу последнего пастырского воззвания Св. Синода) // Русь. – 1881. – № 56; Ив.-Платонов А. М. [Ив.-П.] О русском церковном управлении // Русь. – 1882. – №№ 1-5, 7-8, 10-16; Д. X. (Д. Хомяков). По поводу статей о русском церковном управлении Ив.-Пл[атонова] в “Руси” 1882 г. // Русь. – 1882. – № 18.