«[ОТРЫВОК ЗАПИСКИ О НАРОДНЫХ ШКОЛАХ КРАПИВЕНСКОГО УЕЗДА]». 1875

Незавершенный отрывок Записки содержит несколько важных пунктов.

«... 4) Прямое и живое участие общества в своих школах. 5) Привлечение из местных жит[елей] крестьянского сословия лиц в учителя».

Интересны размышления Толстого о пользе чтения псалмов и Дарвина: «Я бы очень желал даже, чтобы направление это было бы моей задушевной верой именно для того, чтобы вера что все истина и образов[ание] в естеств. науках я мог все-таки искренн[о] сказать, что это нехорошо... По псалтырю можно выучиться чита[ть], а потом читать Дарвина.

Вся [наша] ошибка в новой педагогии та, что совершенно забыто, что народ име[л] 1000 летнюю историю образования. И начинать писать на нем [как] на Tabula rasa нельзя. Вообще, чтобы образование пошло, не представляло опасность, надо спуститься к требованиям народа, помогать ему в удовлетворении его требований, предлагая ему новое. И самое дело образования предоставить из него выбранным лицам. Семинария и школы образования».

ПСС, т. 17, с. 336.