«[О ПРОГРЕССЕ И ОБРАЗОВАНИИ]». 1862

Одна из незаконченных работ, предназначавшихся для «Ясной Поляны». Это конспект задуманной статьи о демократизации науки; он начинается словами: «Я не стою за прежнее…». Уже в статье «О методах обучения грамоте» Толстой поставил вопрос о современной науке. Здесь он писал: «Я не могу быть уверен, что мое образование хорошо, что путь, по которому идет наука, верен».

Толстой предполагал начать свою статью с констатации того факта, что в современном обществе «низшие классы, не имея образования, не могут получить его» по двум причинам. Во-первых, потому, что «образование идет вглубь, а не вширь, то есть оно, по свойству своему, служит более роскоши ума, чем удовлетворению потребности», и, во-вторых, потому, что «низшие классы так заняты физической работой, что не могут иметь досуга для образования. Высшие же классы, владея образованием, эксплуатируют их»; образование дает высшим классам «власть, силу, независимость и возможность досуга».

Такое положение должно быть изменено. Должно быть установлено «равенство образования». Но не популяризацией науки может быть достигнуто это равенство – должны быть выбраны другие пути. «Наука должна окрепнуть, принять другие основы, чтобы стать сознанием всего человечества, а не одной части его». Следует объединить знания всех – и ученых, и неученых. Образованные люди ошибаются, полагая, что им не нужно заимствовать знания «от людей, ниже нас стоящих», как в древнем мире считали, что не нужно заимствовать знания от скифов и рабов. «А между тем разве филолог, историк, даже математик не найдут бесчисленного количества новых знаний в народе?» – спрашивает Толстой.

Следует «ввести всю массу народа в наши знания, и нет конца углублению, и наши знания станут прочно». «Благо, то есть действительный прогресс и цивилизации и образования, заключается в равномерности распределения и богатства и знания. <…> Но возможно ли общение при несвободе с одной и свободе и власти с другой стороны?». Не давая ответа на этот вопрос, Толстой вновь повторяет, что «главная задача образования» состоит в том, чтобы дать народу «средства выражать и обобщать знания».

По мнению писателя, существуют две основные отрасли науки: язык (или языки) и математика. Математика развивает способность «мыслить, обобщать, выводить»; изучение своего языка и языков других народов развивает способность «выражать мысли и понимать их оттенки», «понимать, как мыслят другие». Эти две отрасли науки «свободны, ибо имеют предметом сущность и свойство мысли, а не ее содержание».

На этом конспект обрывается. Мысли, выраженные в этом конспекте, не получили развития ни в одной из педагогических статей Толстого.

ПСС, т. 8, с. 436–439.