«О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ». 1862

Статья «О методах обучения грамоте» начинается рядом иронических замечаний по адресу любящих «делать из всякой честной мысли игрушку для тщеславия и праздности», которые «от избытка образования» уделяют «маленькую частичку его – в воскресенье, между обедней и визитами, – несчастному, погибающему в невежестве народу». «Нет другого средства содействовать образованию, как самому учить и отдаться совершенно этому делу», – говорит Толстой.

Перейдя далее к главному предмету своей статьи, Толстой вновь повторяет, что «народная школа должна отвечать на потребности народа». На вопрос же о том, в чем состоят эти потребности, «может ответить только изучение их и свободный опыт». До тех пор, пока не изучены потребности народа, не могут быть определены и предметы преподавания в народной школе.

Рассмотрев далее применявшиеся в то время методы обучения чтению и письму, Толстой высказывает свое мнение, что учитель в первоначальном обучении не должен следовать какой-либо одной методе, но должен овладеть знанием всех метод и употреблять их «по мере встречающихся трудностей».

ПСС, т. 8.