«[О ЗАДАЧАХ ПЕДАГОГИИ]» («ОБРАЗОВАНИЕ – БЛАГО...»). 1860
Толстой задумал написать «большую статью о педагогии, которая не будет годиться в проект для правительства»; был написан план всей работы и начало первой главы. Вся работа должна была состоять из семи глав. Был намечен следующий план всей статьи по главам:
«Гл. 1. Влияние образования на политическое и социальное положение общества. Новое значение педагогии. Россия даст теперь это направление. Государство управляется народом, а не владыками. Всегда было, но теперь чувствительно, быстро с путями сообщения и паром.
Гл. 2. Никто не верит ни во что. Надо прямо отрицать все. Новое поколенье одна надежда.
Гл. 3. Свобода образования.
Гл. 4. Она невозможна, или с низших ступеней нужно сделать заманчивой.
Гл. 5. Педагогия наука опытная.
Гл. 6. Что теперь есть.
Гл. 7. Как достигнуть цели».
В статье проводится мысль о роли народа в истории общества и государства, как и в письме к Ковалевскому, но выраженная с большей определенностью. Толстой говорит о «новом значении» и направлении педагогики.
Свобода образования возможна, по мнению Толстого, только если оно начнется «с низшей ступени», т. е. с элементарной школы.
В наброске статьи Толстой говорит о двух видах педагогики: один – «под бессознательным влиянием людей и всего существующего», другой – о развитии человека «под сознательным влиянием других людей».
История педагогики посвящена была только этому «сознательному» развитию. История первого вида педагогики – «бессознательных влияний», под воздействием которых складывалось развитие человечества, была бы более поучительна. Это была бы история того, «как более и более непосредственно учился человек из жизни, которая более и более становилась поучительна».
«Новая история педагогии», как ее называет Толстой, должна рассказать о том, «как учился говорить человек тысячу лет тому назад и как учится теперь, как он учился называть вещи, как он учился различным языкам, как он учился ремеслам, как он учился этике, как он учился различию сословий и обращению с ними, как он учился думать и выражать свои мысли».
Толстой хочет попытаться написать такую краткую «историю педагогии русского крестьянина», из которой и должны быть выведены «общие правила образования русского крестьянина».
История педагогики, по мнению Толстого, это «история теорий воспитания». Педагогика, утверждает он, есть «наука историческая и опытная».
ПСС, т. 8, с. 382–385.