«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ И МАТЕРИАЛЫ». 1860

Одновременно с написанием статьи о задачах педагогики Толстой делал наброски по педагогическим вопросам. Незавершенной осталась рукопись, озаглавленная «Педагогические заметки и материалы» (5 марта 1860 г.). В ней изложены некоторые мысли, возникшие у Толстого в период преподавания в яснополянской школе, которые он предполагал впоследствии развить в большой педагогической статье.

Основные положения этого наброска:
  1. Каждый отдельный человек в своем умственном развитии «должен пройти все фазы развития человечества»;
  2. Процесс усвоения знаний ребенком «обратный научному»: ребенок переходит не от общего к частному, а, наоборот, от частного к общему;
  3. Ребенок не требует понятного изложения, но требует изложения живого, сильно действующего на воображение;
  4. «Усвоение памятью непроверенных обобщений», «навязывание обобщений» есть «одно из величайших зол, нарушающее навсегда самый процесс мышления». Религия есть такое «обобщение, принятое на веру»;
  5. Учитель должен руководить учениками в процессе обобщения сведений и фактов;
  6. «Задача педагогии есть <...> наведение ума на обобщение, предложение уму в такое время и в такой форме таких частностей, из которых легко делаются обобщения»;
  7. «Обучение нравственным или религиозным законам есть следствие того же печального заблуждения» (т. е. принуждения к «усвоению памятью непроверенных обобщений»).

ПСС, т. 8, с. 377–381.