«Заявление об аресте Н. Н. Гусева». 1909

На следующий же день Толстой начал писать «Заявление об аресте Гусева». 5 августа 1910 г. в Дневнике Толстой записал: «Вчера вечером приехали разбойники за Гусевым и увезли его. Очень хороши были проводы: отношения всех к нему и его к нам. Было очень хорошо. Об этом нынче написал заявление». А.Б. Гольденвейзер в своих воспоминаниях «Вблизи Толстого» пишет: «Толстого мучило сознание, что Гусева ссылают за него, а его не трогают» .., «По поводу высылки Гусева Л.Н. написал на другой же день очень резкую небольшую статью, которую потом совершенно переделал, смягчив все резкое. Хотя я разделял его мысль, что не нужно ни с кем и никогда быть обидно-резким, но все-таки жаль было негодующего страстного тона первой редакции, в котором Л.Н. не имел себе равного».
Заявление об аресте секретаря Толстого Н.Н. Гусева первой напечатали «Русские ведомости» (1909, № 183, 11 авг.), перепечатала затем и «Речь». Несмотря на просьбу Толстого (через М.А. Маклакову), чтобы «Русские ведомости» напечатали его заявление полностью, было сделано небольшое сокращение. Через две недели на страницах «Нового времени» (№ 12014) враждебно откликнулся на Заявление Толстого в своей колонке «Письма ближним. Две душ Л.Н. Толстого» М.О. Меньшиков.
Напечатана в газете «Русские ведомости» (1909, № 183, 11 августа).
[«Заявление об аресте Гусева»]. ПСС. Т. 38. С. 126

Про нецелесообразность же ссылки Гусева, по отношению к нему самому, если он считается вредным человеком, совестно и говорить, так как очевидно, что нет никакой причины, почему вредный человек станет менее вреден в Чердынском уезде, где некому следить за его деятельностью, чем в центре России, где он на виду у всех.
Казалось бы, напротив, что люди, вырванные из своей среды, лишенные заработка, озлобленные этим изгнанием и соединенные с такими же озлобленными другими сосланными, должны бы быть гораздо более вредны, чем когда они на месте. Но об этом никто не думает. Заведено и делается, а хорошо ли, дурно, полезно ли, вредно как для тех, над кем делаются эти дела, так и для общества, никто не думает. Люди служат, получают за это жалованье и делают то, что полагается делать. О том же, что может выйти из их деятельности, и справедлива ли она, от самых высших до самых низших, никто не дает себе труда думать.
«Так полагается, и делаем. А если другой раз и ошибемся, то что же делать? У нас так много дела. Ошиблись, ну что же делать. Очень жаль».
Убили с горя мать, жену, продержали года в тюрьме, свели с ума, иногда даже казнили человека, развратили, погубили душу: «Ну что же делать — ошиблись». Вроде того, как наступили на ногу и извиняются: «Извините, пожалуйста. Мы, право, нечаянно».
Вот это-то ужаснее всего. И после этого удивляться бомбам революционеров.
Нет, революционеры только понятливые ученики.
Так это по нецелесообразности и жестокости, по отношению к Гусеву. Нецелесообразность же этой меры, по отношению ко мне, еще поразительнее.
Ведь дело все в том, что в числе всех зловредных элементов, которые нужно подавить, есть между прочим и Толстой, с своей дурацкой проповедью какого-то выдуманного им христианства и бессмысленного непротивления. Вся эта его болтовня, разумеется, не имеет никакого серьезного значения, но она смущает людей, хотя бы солдат, своей проповедью о том, что сказано не убий, и разными какими-то рассуждениями о том, что земельная собственность незаконна и т.п. И потому надо, во что бы то ни стало, прекратить это. Самый простой способ был бы в том, чтобы судить Толстого, а то и просто, опять по тем особенным статьям, по которым мы поступаем теперь, посадить его в тюрьму лет на 5, там бы он и умер и перестал бы беспокоить нас. Это, разумеется, было бы самое удобное, но за границей, не зная всю пустоту его учения, как мы ее знаем, приписывают ему некоторое значение, и послать его, как Гусева, в тюрьму, в Крапивну, все-таки как-то неловко. И потому одно, что мы можем сделать, что и будем старательно и неуклонно делать, это то, что вредить и делать неприятности всем близким ему людям. Так что не мытьем, так катаньем все-таки заставим его замолчать.
Так должны были рассуждать люди, выславшие Черткова и ссылающие Гусева, потому что цель высылки Черткова и ссылки Гусева никак не могла быть в том, чтобы перенести вред, производимый Чертковым, из Тульской губернии в Московскую, а вред, производимый Гусевым в Крапивенском уезде, перевести в Чердынский уезд, цель могла быть и была только одна та, чтобы уменьшить или вовсе уничтожить вред, производимый Толстым.
Вот тут-то особенно поразительна нецелесообразность употребляемых относительно меня мер. Нецелесообразны эти меры потому, во-первых, что, как бы ни смотрели люди на мои мысли, я считаю их истинными, нужными и, главное, считаю смысл моей жизни только в том, чтобы высказывать их, и потому, как я уже заявлял об этом, я, покуда буду жив, буду высказывать их, и удаление от меня Черткова и Гусева никак не может изменить этой моей деятельности. Как через Гусева (что поставлено ему в вину) я давал и посылал мои книги тем, кто хотел их иметь, так я буду и теперь точно так же давать и посылать их с помощью других лиц, десятки которых предлагают мне в этом свои услуги, или, если и всех этих лиц сошлют в Чердынь или еще куда, буду сам высылать и давать их тем, кто выразит желание иметь их. Не давать же их и не высылать моих книг тем, кто желает их иметь, я так же не могу, как не могу на словах не отвечать людям, спрашивающим меня о том, что я знаю.
Нецелесообразны эти меры еще и, преимущественно, потому, что избавиться от бомб и бомбометателей можно тем, чтобы отобрать бомбы и посадить бомбометателей в тюрьму или убить их, но с мыслями ничего этого нельзя сделать. Насилия же, которые делаются против мыслей и носителей их, не только не ослабляют, но всегда только усиливают их воздействие.
И потому, в чем и состоит главная цель этого моего заявления, я опять просил бы тех людей, которым неприятно распространение моих мыслей и моя деятельность, если они уже никак не могут оставаться спокойными и, во что бы то ни стало, хотят употреблять насильственные меры против кого-нибудь, то употребить их никак не против моих друзей, а против меня, единственного и главного виновника и появления и распространения этих неугодных им мыслей.
Все это я высказал по отношению к Гусеву и ко мне. Но дело, которое вызвало это мое заявление, имеет еще другое, более важное значение, относящееся не ко мне и Гусеву, а к тому душевному состоянию, в котором находятся люди, совершающие такие дела, как то, которое совершено над Гусевым.
Все мы знаем про то, что совершалось эти последние года и продолжает совершаться теперь в России. Про все это страшно и не хочется говорить. Как ни жалко всех тех погибших и погибающих и озлобляющихся людей в ссылках, тюрьмах, со злобой и ненавистью умирающих на виселицах, но нельзя не жалеть и тех несчастных, которые совершают такие дела, а главное, предписывают их.
Ведь сколько бы ни уверяли себя эти люди, что они делают это для блага общего, сколько бы ни одобряли и ни восхваляли их за эти дела такие же, как они, люди, как бы ни старались они сами задурманить себя всякими заботами и увеселениями, они — люди и, большей частью, добрые люди и чувствуют и знают, в глубине души, что они поступают дурно, что, делая такие дела, губят то, что дороже всего на свете, свои души, захлопывают на себя дверь от всех истинных и лучших радостей жизни.
И вот этим-то людям мне, по случаю этого ничтожного для Гусева и для меня события, хотелось сказать: подумайте о себе, о своей жизни, о том, на что вы тратите данные вам Богом духовные силы. Загляните себе в душу. Пожалейте себя.
6 Августа 1909 г.
ВАРИАНТЫ «ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ АРЕСТЕ Н.Н. ГУСЕВА».
* № 1. Вчера в 10-м часу вечера в наш дом ворвались два вооруженных человека, называющие себя Исправником и Становым, и потребовали моего молодого друга и (сотруд) помощника в моих работах Н. Н. Гусева. Я говорю: ворвались, потому что люди эти (если бы не были тем, чем они есть) (не будь они) никогда не решились [бы] идти в дом к людям, которые их не знают и по всей вероятности не желают знать, и их бы не пустили в дом, если бы они не были тем, чем они есть, исполнители насилий, поддерживаемых, как всякое насилие, орудием. Люди эти с торжественным, благоговейным видом прочли так же, как люди читают священные книги, признаваемый словом Бога, скверную лживую бумажонку, излагающую решение (очень глупого и дурного) жалкого, заблудшего, совершившего и совершающего бесчисленное количество преступления человека, называемого М[инистром] В[нутренних] Д[ел]. В бумажонке сказано, что (этот) Н. Н. Гусев по решению этого жалкого и нехорошего человека, называемого М. в. д., Гусев должен быть немедленно взят в тюрьму и по этапу отправлен в почему-то избранный людьми Чердынсий уезд, где он должен прожить почему-то именно 2 года. Причиной этого глупого (жестокого) насилия выставлялось то, что будто бы Гусев распространяет революционные книги, тогда как Гусев не распространял (и не распространяетъ) никаких революционных книг, а только по моей просьбе высылает людям, обращавшимся ко мне за моими книгами, те книги, которые я просил его выслать. (Гусеву дано полчаса времени, чтобы собраться) Через полчаса Гусева увезли и теперь он сидит в тюрьме. А все знают, что такое с своим переполнением теперешние тюрьмы. Совершенное над Гусевым глупое, жестокое и наглое насшпе особенно (характерно для нашего несчастного правительства) поразительно, поразительно оно и по характеру того лица, над которым оно произведено, и по своей (лживости) не несправедливости — о справедливости с теми людьми, которые называют себя правительством, не может быть и речи, а явной лживости выставленных причин и (главное) по своей нелепости (бессмысленности, случайности) и жестокости и главное по своей нецелесообразности. Поразительно во 1-х то, что сажают в тюрьму и ссылают под стражей по этапу как опасного преступника кого же? Человека кроткого, доброго, до глубины души проникнутого христианским учением прощения, непротивления, любви.
* № 2. Так разсуждают те люди, которые за свои вероятно большая умственные способности призваны управлять 150 мил. народом.
* № 3. И потому одно радикальное средство избавиться от него было бы то, чтобы подослать каких-нибудь таких Азефов, их у нас много, чтобы они какъ-нибудь нечаянно отравили или застрелили его, но это средство мы еще откладываем, теперь же будем ссылать всех его друзей и помощников. Авось он опомнится и замолчит.
* №4. И потому единственное радикальное средство против не говорю дальнейшего распространения (моих) неприятных правительству мыслей, так как таких средств нет и не может быть, а против моей личной деятельности есть только одно радикальное средство. Средство это в том, чтобы подослать какого-нибудь из тех продажных, готовых на все людей, которых достаточное число находится на службе правительства, с приказанием за известное вознаграждение и повышете в звании отравить или застрелить меня как будто от себя и нечаянно. Все же другие средства помимо этого не только не достигают желаемой цели, но всегда производят обратное действие.
* № 2. Так разсуждают те люди, которые за свои вероятно большая умственные способности призваны управлять 150 мил. народом.
* № 3. И потому одно радикальное средство избавиться от него было бы то, чтобы подослать каких-нибудь таких Азефов, их у нас много, чтобы они какъ-нибудь нечаянно отравили или застрелили его, но это средство мы еще откладываем, теперь же будем ссылать всех его друзей и помощников. Авось он опомнится и замолчит.
* №4. И потому единственное радикальное средство против не говорю дальнейшего распространения (моих) неприятных правительству мыслей, так как таких средств нет и не может быть, а против моей личной деятельности есть только одно радикальное средство. Средство это в том, чтобы подослать какого-нибудь из тех продажных, готовых на все людей, которых достаточное число находится на службе правительства, с приказанием за известное вознаграждение и повышете в звании отравить или застрелить меня как будто от себя и нечаянно. Все же другие средства помимо этого не только не достигают желаемой цели, но всегда производят обратное действие.