«О ВОСПИТАНИИ». 1909

Статья-письмо была написана весной 1909 г. в ответ «на письменный запрос» последнего секретаря Толстого, тогда студента Московского университета, В. Ф. Булгакова, задумавшего «составить подробное и строго систематическое изложение мировоззрения Толстого».

«Все сводится к одному вопросу: какие знания справедливо и полезно передавать обучаемым? Чтобы ответить на этот вопрос, надо, хотя в общих чертах, представить себе всю область знания, – утверждал писатель. – Всю область знания человека или человечества я представляю себе как расходящееся из одной точки сознания человека или человечества бесконечное количество бесконечных линий или радиусов бесконечной сферы. Знание может быть более или менее совершенным по количеству исходящих из центра радиусов и по длине их. Очевидно, что так как количество радиусов и длина их бесконечны, то совершенного, даже приближающегося к совершенному, знания не может быть; может же быть только более или менее гармоническое, внутренне согласное. Наиболее внутренне согласное будет такое, при котором исходящие из центра радиусы более или менее частые, будучи на одинаковом друг от друга расстоянии, охватывают все стороны и в протяжении своем более или менее равны, образуя более или менее правильную сферу. Такое распределение знаний, при котором радиусы при одинаковом расстоянии образуют сферу, будет наиболее воспитательным; такое же, при котором знания распределены неравномерно, как радиусы только в одной половине, четверти или осьмушке сферы, и одни короткие, другие длинные, – будет ложно воспитательным и ложно образовательным.

В грубой форме, нисколько не настаивая на справедливости построения, допуская, что могут быть совсем другие, я, по крайней мере, представляю себе распределение знаний так: важно для меня не самое это распределение, а то, что для возможно правильного воспитания нужно, чтобы было это распределение, обнимающее все области знания в их взаимной зависимости.

Я представляю себе это так:

Один диаметр, первый, состоящий из 2-х радиусов, одного – религиозное понимание смысла жизни, и другого, на противоположной стороне, – деятельность жизни, главное руководство ее. Перпендикуляр к этому диаметру, с одной стороны, – естественные знания, с другой – философия, третий пересекающий диаметр – общественная жизнь, и на другом конце – история, география, этнография, жизнь народов. Четвертый диаметр: на одном конце – словесность, искусство, на другом – математика. Так вот».

Впервые статья напечатана в журнале «Свободное воспитание» (1909-1910, № 2) с большим количеством цензурных пропусков. Полностью появилась в сборнике «Л. Н. Толстой. О науке», изд. «Единение» (1917).

ПСС, т. 38.