ПИСЬМО А. Б. РИХТЕРУ. 1907

Ответ на задевшее Толстого письмо – «это наболевшее у меня место». Он видит охватившую всех, начиная с правительства, «ужасную эпидемию безумия» – об этом пишут в письмах, в газетах и журналах – «воображение, что они призваны и могут осчастливить народ и что они для этого необходимы».

«Неверная мысль выражена и в вашем письме. Мысль эта выражается во многих получаемых мною письмах. Мысль эта – или, скорее, дурное чувство, оправдываемое этой мыслью, – лежит в основе всех тех преступлений, которые совершаются теперь. Мысль эта состоит в том, что люди с дипломами и без дипломов, но одинаково ограниченные, непросвещенные и самоуверенные, почему-то решают, что они так премудры и так хороши, что им над самими собой уже нечего работать, а что их призвание – священная обязанность просвещать, устраивать жизнь других людей. Одни хотят это делать через старое правительство, другие через новое, третьи <...> через сообщение темному, глупому народу – тому самому, который кормит своими трудами этих дармоедов, – тех великих истин христианства, которыми они воображают себя через край переполненными.

Я получаю каждый день письма от гимназисток, которые наивно спрашивают, кого им благодетельствовать сообщением своих добродетелей и премудрости: сейчас ли идти в учительницы к народу, или еще пойти на курсы (чтобы окончательно одуреть) и тогда уже идти спасать несчастный народ. То же воображают все студенты, семинаристы и всякие сугубо, вследствие своего самомнения, невежественные и безнравственные юноши. В этом главная причина совершающихся теперь ужасов. Conditio sine qua non всякой доброй деятельности есть смирение. Как скоро его нет, доброе претворяется в злое. Высшая и спасительная добродетель есть любовь. Любовь же без смирения немыслима. <...> Прекрасно равенство, когда человек боится чем-нибудь стать выше другого, но ужасно равенство, когда человек ненавидит всех тех, кто чем-нибудь стоит выше его.

Все написанное здесь отвечает на вопрос вашего письма: почему люди хорошие погибли, защищая конституцию. <...> Человек же, живущий так, ставящий главным своим делом увеличение в себе любви к людям и освобождение себя от своих пороков и всяких гадостей (а этого достаточно в душе каждого, если только он умеет смотреть в себя), долго не дойдет до желания просвещать людей ни социалистическим, ни анархическим, ни христианским учением. <...>

Я так расписался об этом предмете потому, что это наболевшее у меня место. Все письма, которые я получаю, разговоры, которые слышу, статьи в газетах и журналах, когда заглядываю в них, – все это одна и та же ужасная эпидемия безумия. Прежде одни правительственные лица страдали от этого безумия – воображения, что они призваны и могут осчастливить народ и что они для этого необходимы. Безумие этих людей было старое, и они ils etaient payes pour cela. Но теперь эпидемия эта захватила всех. Гимназист и гимназистка 3-го класса ни минуты не задумывается о том, что в нем или в ней плохо; как бы ему или ей быть порядочным человеком, а весь вопрос для них только в том, на каком поприще им удобнее поучать и воспитывать народ. Взрослые же люди избирают первое попавшееся поприще и поучают.

Спасение придет только тогда, когда люди очнутся от этого эпидемического гипноза и поймут, что улучшение состояния общества может наступить с улучшением отдельных лиц, что единственное лицо, на которое может с успехом воздействовать человек, – это только он сам.

Впервые опубликовано полностью в газете «Русь» (1907, № 284, 24 октября).

ПСС, т. 77.