«ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ П. ХЕЛЬЧИЦКОГО “СЕТЬ ВЕРЫ”». 1906
Статья о чешском мыслителе ХV в. Петре Хельчицком (ок. 1390 – ок. 1460), стороннике первохристианских общин, и его сочинении «Сеть веры» была задумана Толстым еще в 1890-х гг. Книгу «Сеть веры», обличающую существующий строй и католическую церковь, издала в 1893 г. Академия наук (под ред. Ю. С. Анненкова). Толстой читал ее в корректурных листах академического издания в 1889 г., приступив к работе над своим трактатом «Царство Божие внутри вас». Он назвал ее «одной из редких уцелевших от костров книг, обличающих официальное христианство», о чем он написал в 1 главе своего трактата. «Хельчицкий остался неизвестен потому, что опередил свой век <...> Он был гораздо сильнее своего предшественника Гуса и следовавшего за ним Лютера», – писал Толстой.
Обличение государственной и церковной власти, идея непротивления злу насилием, прозвучавшие в книге, были созвучны идеям Толстого; и после публикации очерка Толстого в 1906 г., ставшего предисловием к изданию книги в «Посреднике», Хельчицкого стали называть «чешским Толстым XV-го столетия»*.
Толстой кратко охарактеризовал сущность учения Петра Хельчицкого и смысл заглавия его сочинения «Сеть веры»: «Упадок веры христианской Петр Хельчицкий объясняет тем, что император и папа, признав себя христианами, извратили истинное христианство. И это извращение ими истинной веры Хельчицкий сравнивает с разодранием рыболовной сети большими рыбами. Как все пойманные рыбы ушли в дыры, сделанные большими рыбами, так и все пойманные в сети Христа люди лишились веры вследствие извращения ее папами и императорами»**.
Очерк о чешском мыслителе и его книге написан Толстым сердечно, пронизан горечью: «Существует написанная более 450 лет тому назад неученым человеком, Петром из деревни Хельчицы, книга, почти совсем неизвестная. <…> В книге, озаглавленной “Сеть веры”, мы находим не только простое, ясное, сильное и правдивое обличение того ужасного обмана, в котором жили и живут люди, веруя в самое чуждое истинному христианству и воображая, что они исповедуют христианское учение».
По мнению Толстого, главное сочинение Хельчицкого, «Сеть веры», «есть указание на то, чем должно бы быть христианское общество по учению его основателя и чем оно стало при извращенном учении. Он доказывает, что отсутствие государственной власти не только не уничтожает порядка в жизни людей, но уничтожает беспорядок и зло, от которого страдают люди».
Толстой прибегает к своему излюбленному публицистическому приему – анафоре, повторению в начале каждого абзаца строки, горького утверждения: «В этом и причина неизвестности книги и деятельности Хельчицкого», объясняя по пунктам, почему книгу Хельчицкого «замолчали, забыли ее».
С горькой иронией сетует Толстой на то, что напечатанную русской Академией наук книгу Хельчицкого «никто, разумеется, не только не читал, но и не слыхал про нее, как и про все то, что с такими большими расходами и с такой важностью печатается в изданиях Академии».
Заканчивается статья утверждением Толстого, что «Сеть веры» – «старая книга по времени, по значению же и содержанию своему это самая новая книга, настолько новая, что люди нашего времени еще далеко не подготовлены истинным просвещением к тому, чтобы быть в состоянии понимать ее. Но время ее придет и приходит. Вот этому-то новому и благому решению и содействует эта мудрая, сердечная и нужная книга Хельчицкого».
Очерк «Петр Хельцицкий и выдержки из его книги “Сеть веры”» Толстой включил в недельные чтения «Круга чтения» (сентябрь).
Напечатано предисловие Толстого и книга П. Хельчицкого «Сеть веры» в «Посреднике» в 1906 г., но, по свидетельству Д. П. Маковицкого, когда «был набран Хельчицкий “Сеть веры”, то первые 50-100 экз. вышли без предисловия Л. Н., а то обратят внимание и конфискуют»***.
ПСС, т. 42, с. 46–63.
* Кульбакин С. Петр Хельчицкий. Чешский Толстой XV-го столетия (По поводу 500-летия Кутногорского декрета) // Вестник Европы. – 1909. – Кн. XI. – С. 49-76.
** См. также: Толстой Л. Н. Христианство и разделение людей // ПСС. – Т. 42.
*** Маковицкий Д. П. У Толстого. Яснополянские записки, 29 августа 1906 г. // Литературное наследство. – М., 1979. – Т. 90. – Кн. 2. – С. 263.
Обличение государственной и церковной власти, идея непротивления злу насилием, прозвучавшие в книге, были созвучны идеям Толстого; и после публикации очерка Толстого в 1906 г., ставшего предисловием к изданию книги в «Посреднике», Хельчицкого стали называть «чешским Толстым XV-го столетия»*.
Толстой кратко охарактеризовал сущность учения Петра Хельчицкого и смысл заглавия его сочинения «Сеть веры»: «Упадок веры христианской Петр Хельчицкий объясняет тем, что император и папа, признав себя христианами, извратили истинное христианство. И это извращение ими истинной веры Хельчицкий сравнивает с разодранием рыболовной сети большими рыбами. Как все пойманные рыбы ушли в дыры, сделанные большими рыбами, так и все пойманные в сети Христа люди лишились веры вследствие извращения ее папами и императорами»**.
Очерк о чешском мыслителе и его книге написан Толстым сердечно, пронизан горечью: «Существует написанная более 450 лет тому назад неученым человеком, Петром из деревни Хельчицы, книга, почти совсем неизвестная. <…> В книге, озаглавленной “Сеть веры”, мы находим не только простое, ясное, сильное и правдивое обличение того ужасного обмана, в котором жили и живут люди, веруя в самое чуждое истинному христианству и воображая, что они исповедуют христианское учение».
По мнению Толстого, главное сочинение Хельчицкого, «Сеть веры», «есть указание на то, чем должно бы быть христианское общество по учению его основателя и чем оно стало при извращенном учении. Он доказывает, что отсутствие государственной власти не только не уничтожает порядка в жизни людей, но уничтожает беспорядок и зло, от которого страдают люди».
Толстой прибегает к своему излюбленному публицистическому приему – анафоре, повторению в начале каждого абзаца строки, горького утверждения: «В этом и причина неизвестности книги и деятельности Хельчицкого», объясняя по пунктам, почему книгу Хельчицкого «замолчали, забыли ее».
С горькой иронией сетует Толстой на то, что напечатанную русской Академией наук книгу Хельчицкого «никто, разумеется, не только не читал, но и не слыхал про нее, как и про все то, что с такими большими расходами и с такой важностью печатается в изданиях Академии».
Заканчивается статья утверждением Толстого, что «Сеть веры» – «старая книга по времени, по значению же и содержанию своему это самая новая книга, настолько новая, что люди нашего времени еще далеко не подготовлены истинным просвещением к тому, чтобы быть в состоянии понимать ее. Но время ее придет и приходит. Вот этому-то новому и благому решению и содействует эта мудрая, сердечная и нужная книга Хельчицкого».
Очерк «Петр Хельцицкий и выдержки из его книги “Сеть веры”» Толстой включил в недельные чтения «Круга чтения» (сентябрь).
Напечатано предисловие Толстого и книга П. Хельчицкого «Сеть веры» в «Посреднике» в 1906 г., но, по свидетельству Д. П. Маковицкого, когда «был набран Хельчицкий “Сеть веры”, то первые 50-100 экз. вышли без предисловия Л. Н., а то обратят внимание и конфискуют»***.
ПСС, т. 42, с. 46–63.
* Кульбакин С. Петр Хельчицкий. Чешский Толстой XV-го столетия (По поводу 500-летия Кутногорского декрета) // Вестник Европы. – 1909. – Кн. XI. – С. 49-76.
** См. также: Толстой Л. Н. Христианство и разделение людей // ПСС. – Т. 42.
*** Маковицкий Д. П. У Толстого. Яснополянские записки, 29 августа 1906 г. // Литературное наследство. – М., 1979. – Т. 90. – Кн. 2. – С. 263.