«ВЕЛИКИЙ ГРЕХ». 1905

В этой статье Толстой поставил один из наболевших вопросов эпохи – о «земельном рабстве», о «разрешении греха земельной собственности».

Мысль о том, что русский народ жаждет освобождения земли от частной собственности, что необходимо уничтожение «земельного рабства», горячо развивает Толстой в публицистике 1890–1900-х гг. В Дневнике 9 августа1894 г. читаем характерную запись: «Очень живо сознал вновь грех владения землей...» (Т. 52, с. 131). По мере приближения первой русской революции земельный вопрос получал все большее значение. Именно в 1905 г. появляется ряд статей, в которых писатель стремился убедить общество в необходимости отмены земельной собственности: «К рабочему народу», «Единственно возможное решение земельного вопроса». Статья «Великий грех» создалась в результате соединения двух замыслов. В Дневнике 16 апреля 1905 г. Толстой записывает: «Не мог работать. А очень хочется и изложение веры, и о Генри Джордже, которого прочел по Николаеву и вновь восхищен». Толстой читает книгу Г. Джорджа «Общественные задачи», в переводе с английского С. Д. Николаева (1861–1920), сторонника учения Генри Джорджа, автора теории «единого земельного налога»; несколько позже Толстой напишет к ней предисловие. Он настойчиво будет пропагандировать «единственное возможное решение земельного вопроса».

Толстой сообщает В. Г. Черткову о том, что им «пишется <...> о заступниках народа и о неправедности земельной собственности и Генри Джордже». Толстой убежден, что русский народ призван решить и важнейший вопрос о земельной собственности. Писатель особенно резко выражает свое неприятие политики капитализации, которую проводило правительство. Он постоянно писал, что разрушение общинного уклада жизни русского крестьянства, пропаганда чуждых ему идей закончится для России крахом.

С болью и негодованием писатель указывает на причины нищеты народа, живущего земледелием: «Ему оставлена только малая часть земли, которой он должен кормить себя и всех паразитов, присосавшихся к нему». Вновь, как в статье 1891 г. «О голоде», Толстой использует яркий публицистический образ: «Паразит собирается накормить то растение, соками которого он питается». Предельно сжато, остро звучит вывод Толстого: «Хлеба не хватает оттого, что земли нет».

Писатель прямо заявляет, что «захват земли неработающими людьми есть великий грех». Он горячо и настойчиво доказывает, так, чтобы это стало явным для всех, что «земля не может быть предметом собственности». Выполняя добровольно принятую на себя обязанность «адвоката 100-миллионного земледельческого народа», который «страдает от захвата земли частными владельцами и не переставая вопит об этом», Толстой содействовал тому, чтобы этот «назревший вопрос» был «разрешен». Он пропагандирует возможность решения проблемы российского землевладения посредством единого земельного налога, предложенного американским экономистом и публицистом ХIХ в. Генри Джорджем (1839–1897).

Толстой призывает осознать «свой великий, давнишний грех» перед народом и верит, что «этот грех, как всякий грех», наконец «должен быть развязан».

По свидетельству Д. Маковицкого, Толстой хотел, чтобы статья «Великий грех» была напечатана в «Русской мысли» или «Вестнике Европы».

Статья была отправлена в журнал «Русская мысль», где появилась в июльском номере за 1905 г. с небольшими сокращениями и примечаниями, оговаривающими расхождение редакции либерального журнала с Толстым по существенным и важным вопросам*.

В том же году была перепечатана отдельной брошюрой издательством «Посредник», появилась и в издании «Свободного слова» с заглавием «Великий грех» и с подзаголовком «О земельной собственности». Первый – корректурный – вариант вступления к статье «Великий грех» был озаглавлен «Необходимый переворот. Из неизданных писаний Л. Н. Толстого».

ПСС, т. 36.


* Причем в журнальном варианте «Русской мысли» был пропущен 3 абзац вступления: «Так думают либералы…».