«НЕУЖЕЛИ ЭТО ТАК НАДО?». 1900
Яркая обличительная статья писателя, в которой говорится о нищете, рабстве рабочего народа и сытом, равнодушном барстве, о рабском тяжелом труде металлургов, пахарей, камнебойцев.
Зачин статьи – художественная зарисовка: небольшой уголок Тульской губернии, где недалеко от Ясной Поляны расположен Косогорский завод: «Стоит среди полей обнесенный стеной чугунолитейный завод с непрестанно дымящимися огромными трубами, с гремящими цепями, домнами, с подъездной железной дорогой». На заводе и в шахтах его, «как муравьи, копаются рабочие люди: одни на 100 аршин под землею в темных, узких, душных, сырых, постоянно угрожающих смертью проходах, с утра до ночи или с ночи до утра выбирают руду»; другие «в темноте, согнувшись, подвозят эту руду или глину» и так работают по 12, 14 часов. На самой домне, у печей работают «при удушающей жаре».
Эту ужасающую картину каторжного труда металлургов дополняет взгляд писателя на окрестность, раскинувшуюся по соседству с заводом, где «мужики пашут на измученных, захудалых лошадях чужое поле. Мужики эти встали на заре...». А неподалеку, на шоссейной дороге, крестьяне «бьют шоссейный камень. Ноги у этих людей избиты, руки в мозолях, все тело грязно, и не только лицо, волосы и борода, но и легкие их пропитаны известковой пылью».
Толстой строит повествование на контрасте: «А вот мимо завода, мимо камнебойцев, мимо пашущих мужиков катится, позвякивая бубенцами, коляска... В коляске сидят две барышни, блестя яркими цветами зонтиков, лент и перьев шляп, стоящих каждая дороже той лошади, на которой пашет мужик свое поле <...> Стороной же от шоссе едут два верховых: мужчина на английском жеребце и дама на иноходце. Не говоря о цене лошадей и седел, одна черная шляпа с лиловым стоит два месяца работы камнебойцев... Все эти люди нисколько не удивлены и не тронуты видом всей той нищеты и каторжного труда, которые окружают их».
Писатель утверждает, что «такое устройство жизни нелепо», несправедливо. С болью в сердце он восклицает: «Так зачем же люди так живут?». И настойчиво, неоднократно вопрошая: «почему?», предлагает читателю задуматься: «Почему же владеет землей не тот, который на ней работает, а тот, кто не работает? Почему малое число людей пользуется податями, собираемыми со всех, а не те, которые платят их? Почему владеют заводами не те, которые построили их и работают на них, а малое число людей, которые не строили их и не работают на них?»
Подводя итог, «глядя на ужасное, противное разуму и чувству устройство человеческой жизни», Толстой вновь задает вопрос, вынесенный в заголовок статьи: неужели это так надо?
И следует короткий, ясный ответ: «Нет, этого не надо», усиленный троекратным отрицанием: «Не надо этого, не должно быть и не будет». Надежды писателя связаны с тем, что наступит время, когда люди «поймут, что главная духовная сила есть религия», «поверят в ту высшую истину», которая уже 2000 лет «открыта им и ясна, проста и доступна их разуму».
Статья звучит как «воззвание» против существующих экономических и политических порядков. Первая ее редакция начинается словами: «Я прожил более 50 лет сознательной жизни». Новая редакция названа «Где выход?», затем – «Неужели это так надо?». Все четыре редакции «воззвания», относящиеся к 1897-1898 гг., были отправлены в Англию Черткову. А. К. Черткова обратилась к Толстому с просьбой разрешить печатание в сборниках «Свободного слова» отдельных глав из его «воззвания к людям» (имелась в виду статья, озаглавленная впоследствии «Неужели это так надо?»). Толстой принялся исправлять «два начала воззваний».
В № 18 «Листков Свободного слова», вышедшем в начале ноября 1900 г., появилась статья «Где выход?». В заметке «От редакции» кратко излагалась история написания статьи. С таким же заявлением от редакции была издана «Свободным словом» в 1900 г. и статья «Неужели это так надо?».
В декабре 1900 г. Толстой передал статью «Неужели это так надо?» в журнал «Жизнь», редактором которого был В. А. Пос-се. Редакция «Жизни» хотела напечатать только отрывок из статьи, но и этот отрывок был запрещен цензурой, о чем Поссе известил Толстого в письме 28 февраля 1901 г.
Впервые статья была напечатана в «Обновлении» в 1906 г.
ПСС, т. 34, 41.
* Новые страницы опубликованы в кн.: Литературное наследство. – М., 1961. – Т. 69. – Кн. 1. – С. 477-486. Там же: Фотографии обложки, страниц рукописи.
Зачин статьи – художественная зарисовка: небольшой уголок Тульской губернии, где недалеко от Ясной Поляны расположен Косогорский завод: «Стоит среди полей обнесенный стеной чугунолитейный завод с непрестанно дымящимися огромными трубами, с гремящими цепями, домнами, с подъездной железной дорогой». На заводе и в шахтах его, «как муравьи, копаются рабочие люди: одни на 100 аршин под землею в темных, узких, душных, сырых, постоянно угрожающих смертью проходах, с утра до ночи или с ночи до утра выбирают руду»; другие «в темноте, согнувшись, подвозят эту руду или глину» и так работают по 12, 14 часов. На самой домне, у печей работают «при удушающей жаре».
Эту ужасающую картину каторжного труда металлургов дополняет взгляд писателя на окрестность, раскинувшуюся по соседству с заводом, где «мужики пашут на измученных, захудалых лошадях чужое поле. Мужики эти встали на заре...». А неподалеку, на шоссейной дороге, крестьяне «бьют шоссейный камень. Ноги у этих людей избиты, руки в мозолях, все тело грязно, и не только лицо, волосы и борода, но и легкие их пропитаны известковой пылью».
Толстой строит повествование на контрасте: «А вот мимо завода, мимо камнебойцев, мимо пашущих мужиков катится, позвякивая бубенцами, коляска... В коляске сидят две барышни, блестя яркими цветами зонтиков, лент и перьев шляп, стоящих каждая дороже той лошади, на которой пашет мужик свое поле <...> Стороной же от шоссе едут два верховых: мужчина на английском жеребце и дама на иноходце. Не говоря о цене лошадей и седел, одна черная шляпа с лиловым стоит два месяца работы камнебойцев... Все эти люди нисколько не удивлены и не тронуты видом всей той нищеты и каторжного труда, которые окружают их».
Писатель утверждает, что «такое устройство жизни нелепо», несправедливо. С болью в сердце он восклицает: «Так зачем же люди так живут?». И настойчиво, неоднократно вопрошая: «почему?», предлагает читателю задуматься: «Почему же владеет землей не тот, который на ней работает, а тот, кто не работает? Почему малое число людей пользуется податями, собираемыми со всех, а не те, которые платят их? Почему владеют заводами не те, которые построили их и работают на них, а малое число людей, которые не строили их и не работают на них?»
Подводя итог, «глядя на ужасное, противное разуму и чувству устройство человеческой жизни», Толстой вновь задает вопрос, вынесенный в заголовок статьи: неужели это так надо?
И следует короткий, ясный ответ: «Нет, этого не надо», усиленный троекратным отрицанием: «Не надо этого, не должно быть и не будет». Надежды писателя связаны с тем, что наступит время, когда люди «поймут, что главная духовная сила есть религия», «поверят в ту высшую истину», которая уже 2000 лет «открыта им и ясна, проста и доступна их разуму».
Статья звучит как «воззвание» против существующих экономических и политических порядков. Первая ее редакция начинается словами: «Я прожил более 50 лет сознательной жизни». Новая редакция названа «Где выход?», затем – «Неужели это так надо?». Все четыре редакции «воззвания», относящиеся к 1897-1898 гг., были отправлены в Англию Черткову. А. К. Черткова обратилась к Толстому с просьбой разрешить печатание в сборниках «Свободного слова» отдельных глав из его «воззвания к людям» (имелась в виду статья, озаглавленная впоследствии «Неужели это так надо?»). Толстой принялся исправлять «два начала воззваний».
В № 18 «Листков Свободного слова», вышедшем в начале ноября 1900 г., появилась статья «Где выход?». В заметке «От редакции» кратко излагалась история написания статьи. С таким же заявлением от редакции была издана «Свободным словом» в 1900 г. и статья «Неужели это так надо?».
В декабре 1900 г. Толстой передал статью «Неужели это так надо?» в журнал «Жизнь», редактором которого был В. А. Пос-се. Редакция «Жизни» хотела напечатать только отрывок из статьи, но и этот отрывок был запрещен цензурой, о чем Поссе известил Толстого в письме 28 февраля 1901 г.
Впервые статья была напечатана в «Обновлении» в 1906 г.
ПСС, т. 34, 41.
* Новые страницы опубликованы в кн.: Литературное наследство. – М., 1961. – Т. 69. – Кн. 1. – С. 477-486. Там же: Фотографии обложки, страниц рукописи.