ПИСЬМО Е. П. КОВАЛЕВСКОМУ (О КРЕСТЬЯНСКОМ ВОПРОСЕ). 1856
Толстой обсуждает крестьянский вопрос в письме 1 октября 1856 г. к своему севастопольскому знакомому, писателю и путешественнику Е. П. Ковалевскому. В нем Толстой рассказывает историю своих переговоров с крестьянами. Он предвидит опасность: «Кончится тем, что нас перережут», если правительство все еще «секретничает изо всех сил», после того как слова Александра II о возможности освобождения «облетели всю Россию». «Сказать, что нужно подумать о свободе, а потом забыть – нельзя», – пишет Толстой. «И ежели будет резня с нашим кротким народом, то только вследствие этого незнания своих настоящих отношений к земле и помещику». Толстой утверждает, что во избежание резни освобождение крестьян не должно откладывать, но правительство не предлагает и не ставит вопроса о том, с землей или без земли должны быть освобождены крестьяне. Толстой надеялся через Ковалевского, имевшего влияние в правительственных сферах, содействовать ускорению решения крестьянского вопроса.Проявленное крестьянами недоверие к его проектам освобождения глубоко врезалось в память Толстому, и сорок лет спустя в романе «Воскресение» Толстой воспроизведет те же сцены, те же ответы яснополянских крестьян на предложения Нехлюдова установить пользование его землей на основе системы «единого налога» Генри Джорджа.
Осенью 1857 г. после настойчивых предложений Толстого яснополянские крестьяне перешли с барщины на оброк. Он начинает отпускать на волю своих дворовых: «Дал пять вольных. Что будет – Бог знает, а делать людям лучше, хотя и не пользуясь нисколько благодарностью, все-таки дело, и в душе что-то остается».
В 1904 г., вспоминая об этих событиях, Толстой заметил: «Кажется, у меня того греха нет, чтобы я отпускал за деньги; а оброк брал, этот грех у меня на душе есть». В 1905 г. Толстой напишет одну из самых ярких своих статей о грехе собственности на землю тех, кто не работает на ней, – «Великий грех».
ПСС, т. 60.