ПИСЬМО П. И. БИРЮКОВУ (О ЖУРНАЛЕ «СВОБОДНОЕ СЛОВО»). 1898
В письме к своему единомышленнику П. И. Бирюкову в апреле 1898 г. Толстой намечает план бесцензурного журнала «Жизнь», который предполагалось издавать на русском языке за границей. Название готовящегося к изданию В. Г. Чертковым и П. И. Бирюковым журнала «Жизнь» по предложению Толстого было изменено на «Свободное слово». Письмо Толстого – бесценное руководство для журналистов.
По мнению Толстого, пресса выполняет зачастую роль «темнителей народного сознания», приглушая больные вопросы времени. Отсюда и его неприятие газетного стиля – отвращение ко всякой искусственности, безликости, шаблонам газетной фразеологии. Он писал в 1884 г.: «Пусть будет язык Карамзина, Филарета, Аввакума, только не наш газетный».
Толстого раздражали статьи журналистов, стремившихся к «звонкости» слога, с желанием поразить читателя «оригинальностью», «ученостью», без необходимости насыщавших статьи латинскими изречениями.
Важный совет писателя прозвучал в письме П. И. Бирюкову: «Язык надо бы по всем отделам держать в чистоте – не то чтобы он был однообразен, а напротив – чтобы не было того однообразного литературного языка, всегда прикрывающего пустоту <...> Если газетный язык будет в нашем журнале, то все пропало».
Толстой размышлял: «Я все думаю о вашем издании “Жизнь”. Надо, чтобы 1-й № был прекрасный и такие же все остальные. Для того же, чтобы это было, нужно, по-моему, вот что (вероятно, вы сами думаете то же самое, но я все-таки напишу). Надо:
По мнению Толстого, пресса выполняет зачастую роль «темнителей народного сознания», приглушая больные вопросы времени. Отсюда и его неприятие газетного стиля – отвращение ко всякой искусственности, безликости, шаблонам газетной фразеологии. Он писал в 1884 г.: «Пусть будет язык Карамзина, Филарета, Аввакума, только не наш газетный».
Толстого раздражали статьи журналистов, стремившихся к «звонкости» слога, с желанием поразить читателя «оригинальностью», «ученостью», без необходимости насыщавших статьи латинскими изречениями.
Важный совет писателя прозвучал в письме П. И. Бирюкову: «Язык надо бы по всем отделам держать в чистоте – не то чтобы он был однообразен, а напротив – чтобы не было того однообразного литературного языка, всегда прикрывающего пустоту <...> Если газетный язык будет в нашем журнале, то все пропало».
Толстой размышлял: «Я все думаю о вашем издании “Жизнь”. Надо, чтобы 1-й № был прекрасный и такие же все остальные. Для того же, чтобы это было, нужно, по-моему, вот что (вероятно, вы сами думаете то же самое, но я все-таки напишу). Надо:
1) чтобы все сообщаемые сведения были так точны, чтобы нельзя было в них дать demente. Для этого нужно иметь верных и осторожных корреспондентов;
2) чтобы – особенно в первых № – не было видно исключительно религиозное направление (чтобы все было проникнуто религиозным духом, в том, чтобы не было недоброжелательности, а, напротив, любовь к людям, а осуждение и негодование только к поступкам и, главное, к нехристианским учреждениям), но чтобы не были – особенно сначала – высказываемы религиозные основы;
3) чтобы было как можно больше разнообразия: чтобы были обличаемы и взятки, и фарисейство, и жестокость, и разврат, и деспотизм, и невежество. Я вот сейчас знаю: а) как купцы для подавления стачек предложили устроить казарму на 100 казаков, дали на это 50000, чтобы всегда держать рабочих под страхом, b) знаю подкуп важного чиновника, с) обман чуда, d) заседание комиссии пересмотра судебных уставов, где уничтожают все последние остатки обеспечения граждан, e) цензурные ужасы, f) отношение в Петербурге к голоду, g) гонения за веру. Все это надо группировать так, чтобы захватывало как можно больше разнообразных сторон жизни;
4) чтобы в выборе предметов и в освещении их преобладала точка зрения блага или вреда народа, масс;
5) чтобы излагалось все серьезным и строгим – без шуточек и брани, языком и сколько возможно более простым, без иностранных и научных выражений;
6) отделы же журнала мне представляются такими: а) обработанная статья по какому-нибудь вопросу, хотя ваша, о историческом значении Священного писания, или об общинах христианских, или о революции, или о солдатчине и т. п. Такую статью я предлагаю об отказах от военной службы, b) известия из России, радостные и нерадостные, с) политическое обозрение с христианской точки зрения, d) библиография.
Все это я пишу, разумеется, не обдумав, не обсудив, но все-таки пишу, потому что что-нибудь вам пригодится и вызовет на мысли. Главное, надо бояться неточности и преувеличения не только в фактах, но и в чувствах, в сентиментальности. Это два главных подводных камня».
ПСС, т. 71, c. 357-358.