«ДВЕ ВОЙНЫ». 1898
Яркая антивоенная статья против насилия, в защиту отказавшихся от воинской повинности, «горсти христиан», кавказских духоборов. В мире идут две войны, – утверждает Толстой, – и противоположность между ними поразительна. Одна, теперь уже кончившаяся, испанско-американская, была «старая, тщеславная, глупая и жестокая», решавшая посредством убийства вопрос о том, как и кем должны управляться люди. Этой войне противопоставлена «другая война», «новая, самоотверженная, основанная на одной любви и разуме, святая война, – война против войны». По словам писателя, ее с особенной силой ведут против русского правительства лучшие люди мира, отказавшиеся от воинской повинности, «горсть людей-христиан», кавказских духоборов. Одна война занимала всех, а про другую войну «почти никто и не знает», – с горечью заметил писатель, приводя имена людей, отказавшихся от военной службы, «героев войны против войны», которые умирали «под розгами, или в вонючих карцерах, или в тяжелом изгнании».
Причину возникновения войн писатель видел в захватническом характере государства, основанном «на войске и на насилии». Он обличал лицемерие и обман, в котором правящие классы держат народ: «Государства все уверяют, что хотят мира, и вместе с тем все вооружаются друг против друга».
Как призыв опомниться, не участвовать в военных приготовлениях звучат слова Толстого о том, что «люди нашего времени должны понимать значение и действие духовной силы». Он уверен, что мир победит, «если только люди поверят в силу данного им оружия» и каждый человек будет следовать «своему разуму и своей совести».
Впервые опубликована в «Листках Свободного слова» (1898, № 1, ноябрь).
ПСС, т. 31.
Причину возникновения войн писатель видел в захватническом характере государства, основанном «на войске и на насилии». Он обличал лицемерие и обман, в котором правящие классы держат народ: «Государства все уверяют, что хотят мира, и вместе с тем все вооружаются друг против друга».
Как призыв опомниться, не участвовать в военных приготовлениях звучат слова Толстого о том, что «люди нашего времени должны понимать значение и действие духовной силы». Он уверен, что мир победит, «если только люди поверят в силу данного им оружия» и каждый человек будет следовать «своему разуму и своей совести».
Впервые опубликована в «Листках Свободного слова» (1898, № 1, ноябрь).
ПСС, т. 31.