«ПОСЛЕСЛОВИЕ К ВОЗЗВАНИЮ “ПОМОГИТЕ!”». 1896
Гневный протест Толстого по поводу усилившихся гонений на кавказских духоборов. Он написал «Послесловие к брошюре “Помогите! Обращение к обществу по поводу гонений на кавказских духоборов”», сост. П. Бирюковым, И. Трегубовым и В. Чертковым (1896). В своем «Послесловии...» Толстой по-журналистски энергично, четко сообщал: «Факты, рассказанные в этом, составленном тремя из моих друзей, воззвании, были много раз проверены, пересмотрены, просеяны; несколько раз это воззвание переделывалось, исправлялось; откидывалось из него все то, что хотя и было правдой, но могло казаться преувеличением; так что все то, что рассказывается теперь в этом воззвании, есть истинная, несомненная правда, настолько, насколько доступна правда людям, руководимым одним религиозным чувством желания служить этим обнародованием правды Богу и ближним: как гонимым, так и гонителям».
Для Толстого известия о бедствиях, претерпеваемых духоборами (некоторых за отказ от военной службы до смерти засекли в дисциплинарном батальоне, «а семьи их вымирают от бездомности, голода и холода»), были, по его признанию, «главным событием за это время». «Среди духоборов, или, скорее, христианского всемирного братства, как они теперь называют себя, – писал здесь Толстой, – происходит ведь не что-нибудь новое, а только произрастание того семени, которое посеяно Христом 1800 лет тому назад, – воскресение самого Христа...».
Снова и снова Толстой стремится убедить общество в том, что стало так ясно ему самому: «Ведь жизнь есть жизнь только тогда, когда она есть служение делу Божию. Противодействуя же ему, люди лишают себя жизни, а между тем ни на год, ни на час не могут остановить совершения дела Божия.
И то ожесточение и слепота русского правительства, направляющего против христиан всемирного братства гонения, подобные временам язычников, и та удивительная кротость и стойкость, с которыми переносят эти гонения новые христианские мученики, – все это несомненные признаки близости этого совершения».
Толстой редактирует воззвание «Помогите!», составленное Чертковым, Бирюковым и Трегубовым. «Ваше воззвание я исправляю очень усердно, – писал он Черткову. – Не знаю, вышло ли хорошо» (Т. 87, с. 377). Но Толстого не оставляло чувство стыда: «Как ничтожны наши письменные работы в сравнении с работой людей, под розгами исповедующих истину» (Там же, с. 382).
23 ноября Толстой прочитал воззвание собравшимся в Хамовниках общественным деятелям, но видел, что «впечатление оно не произвело. Длинно, особенно для тех, кому уже известно, и холодно – не забирает».
Толстой писал горячо и убедительно для тех, кому дорога истина и способность к состраданию: «Хотим ли или не хотим видеть это, – теперь на Кавказе в жизни христиан всемирного братства, особенно со времени гонения на них, проявилось то осуществление христианской жизни, для которого происходит все то доброе и разумное, что только творится в мире. Ведь все наши государственные устройства, наши парламенты, общества, науки, искусства, ведь все это только затем и есть, и живет, чтобы осуществлять ту жизнь, которую все мы, мыслящие люди, видим перед собой как высший идеал совершенства. И вот есть люди, которые осуществили этот идеал, вероятно отчасти, не вполне, но осуществили так, как мы и не мечтали осуществить его со своими сложными государственными устройствами. Как же нам не признать значения этого явления? Ведь осуществляется то, к чему мы все стремимся, к чему ведет нас вся наша сложная деятельность.
Обыкновенно говорят: такие попытки осуществления христианской жизни уже были не раз: были квакеры, были менониты и другие, и все они ослабевали и вырождались в обыкновенных людей, живущих общею государственною жизнью. И потому попытки осуществления христианской жизни не важны. <...>
Говорят, что это сделается, но только не таким путем, а каким-то другим: книгами, газетами, университетами, театрами, речами, собраниями, конгрессами. Но если и допустить, что все эти газеты, и книги, и собрания, и университеты содействуют осуществлению христианской жизни, – ведь осуществление должно совершиться людьми, – людьми добрыми, христиански настроенными, готовыми к доброй, общей жизни; и потому главное условие осуществления есть существование и собрание таких людей, которые осуществляют уже то, к чему мы все стремимся. И вот такие люди есть.
И нельзя не видеть, что при той внешней связи, установившейся теперь между всеми обитателями земли, при том пробуждении христианского духа, которое проявляется теперь со всех сторон земли, совершение это близко. И потому, поняв всю важность совершающегося события как в жизни всего человечества, так и каждого из нас, помня, что тот случай действовать, который представляется теперь нам, никогда уже не возвратится, сделаем то, что сделал купец евангельской притчи, продавший все для того, чтобы приобресть бесценную жемчужину; пренебрежем всеми мелкими, алчными соображениями, и каждый их нас, в каком бы положении он ни находился, сделаем все то, что в нашей власти, для того, чтобы если уже не помочь тем, через кого делается дело Божие, если уже не для того, чтобы участвовать в этом деле, то, по крайней мере, чтобы не быть противниками совершающегося для нашего блага дела Божия».
Брошюра «Помогите! Обращение к обществу по поводу гонений на кавказских духоборов, составленное П. Бирюковым, И. Трегубовым и В. Чертковым. С послесловием Льва Николаевича Толстого» появилась в 1897 г. в Лондоне. Толстой одобрил план сообщить о воззвании Николаю II и распространять среди общества.
ПСС, т. 39.
Для Толстого известия о бедствиях, претерпеваемых духоборами (некоторых за отказ от военной службы до смерти засекли в дисциплинарном батальоне, «а семьи их вымирают от бездомности, голода и холода»), были, по его признанию, «главным событием за это время». «Среди духоборов, или, скорее, христианского всемирного братства, как они теперь называют себя, – писал здесь Толстой, – происходит ведь не что-нибудь новое, а только произрастание того семени, которое посеяно Христом 1800 лет тому назад, – воскресение самого Христа...».
Снова и снова Толстой стремится убедить общество в том, что стало так ясно ему самому: «Ведь жизнь есть жизнь только тогда, когда она есть служение делу Божию. Противодействуя же ему, люди лишают себя жизни, а между тем ни на год, ни на час не могут остановить совершения дела Божия.
И то ожесточение и слепота русского правительства, направляющего против христиан всемирного братства гонения, подобные временам язычников, и та удивительная кротость и стойкость, с которыми переносят эти гонения новые христианские мученики, – все это несомненные признаки близости этого совершения».
Толстой редактирует воззвание «Помогите!», составленное Чертковым, Бирюковым и Трегубовым. «Ваше воззвание я исправляю очень усердно, – писал он Черткову. – Не знаю, вышло ли хорошо» (Т. 87, с. 377). Но Толстого не оставляло чувство стыда: «Как ничтожны наши письменные работы в сравнении с работой людей, под розгами исповедующих истину» (Там же, с. 382).
23 ноября Толстой прочитал воззвание собравшимся в Хамовниках общественным деятелям, но видел, что «впечатление оно не произвело. Длинно, особенно для тех, кому уже известно, и холодно – не забирает».
Толстой писал горячо и убедительно для тех, кому дорога истина и способность к состраданию: «Хотим ли или не хотим видеть это, – теперь на Кавказе в жизни христиан всемирного братства, особенно со времени гонения на них, проявилось то осуществление христианской жизни, для которого происходит все то доброе и разумное, что только творится в мире. Ведь все наши государственные устройства, наши парламенты, общества, науки, искусства, ведь все это только затем и есть, и живет, чтобы осуществлять ту жизнь, которую все мы, мыслящие люди, видим перед собой как высший идеал совершенства. И вот есть люди, которые осуществили этот идеал, вероятно отчасти, не вполне, но осуществили так, как мы и не мечтали осуществить его со своими сложными государственными устройствами. Как же нам не признать значения этого явления? Ведь осуществляется то, к чему мы все стремимся, к чему ведет нас вся наша сложная деятельность.
Обыкновенно говорят: такие попытки осуществления христианской жизни уже были не раз: были квакеры, были менониты и другие, и все они ослабевали и вырождались в обыкновенных людей, живущих общею государственною жизнью. И потому попытки осуществления христианской жизни не важны. <...>
Говорят, что это сделается, но только не таким путем, а каким-то другим: книгами, газетами, университетами, театрами, речами, собраниями, конгрессами. Но если и допустить, что все эти газеты, и книги, и собрания, и университеты содействуют осуществлению христианской жизни, – ведь осуществление должно совершиться людьми, – людьми добрыми, христиански настроенными, готовыми к доброй, общей жизни; и потому главное условие осуществления есть существование и собрание таких людей, которые осуществляют уже то, к чему мы все стремимся. И вот такие люди есть.
И нельзя не видеть, что при той внешней связи, установившейся теперь между всеми обитателями земли, при том пробуждении христианского духа, которое проявляется теперь со всех сторон земли, совершение это близко. И потому, поняв всю важность совершающегося события как в жизни всего человечества, так и каждого из нас, помня, что тот случай действовать, который представляется теперь нам, никогда уже не возвратится, сделаем то, что сделал купец евангельской притчи, продавший все для того, чтобы приобресть бесценную жемчужину; пренебрежем всеми мелкими, алчными соображениями, и каждый их нас, в каком бы положении он ни находился, сделаем все то, что в нашей власти, для того, чтобы если уже не помочь тем, через кого делается дело Божие, если уже не для того, чтобы участвовать в этом деле, то, по крайней мере, чтобы не быть противниками совершающегося для нашего блага дела Божия».
Брошюра «Помогите! Обращение к обществу по поводу гонений на кавказских духоборов, составленное П. Бирюковым, И. Трегубовым и В. Чертковым. С послесловием Льва Николаевича Толстого» появилась в 1897 г. в Лондоне. Толстой одобрил план сообщить о воззвании Николаю II и распространять среди общества.
ПСС, т. 39.