«[ПИСЬМО В ИНОСТРАННЫЕ ГАЗЕТЫ ПО ПОВОДУ ГОНЕНИЙ НА КАВКАЗСКИХ ДУХОБОРОВ]». 1895
В конце июля 1895 г. из письма Д. А. Хилкова Толстой узнает о расправе над кавказскими духоборами, отказавшимися от военной службы, об арестах и выселении семей духоборов. Хилков также просил опубликовать сведения из его письма в русских или иностранных газетах, и в тот же день Толстой составляет краткое сообщение в форме письма к редактору в английские газеты. Запись в Дневнике: «Было письмо от Хилкова с описанием гонений на духоборов. Я написал письмо в английские газеты. Переводится теперь». И после возвращения П. И. Бирюкова с Кавказа со статьей «Гонения на христиан в России в 1895 г.», написанной по новым, собранным им материалам, Толстой написал предисловие к статье П. И. Бирюкова: «В настоящую минуту на Кавказе происходит гонение на христиан духоборцев. И, право, кажется, что мучители, хотя и в другом роде, но не менее жестоки и глухи к страданиям своих жертв и жертвы не менее тверды и мужественны, чем мучители и мученики времен Диоклетиана. Нельзя оставаться спокойным, зная об этих совершающихся делах, а я невольно близко знаю про них и не могу не попытаться сделать то, что могу, для того, чтобы облегчить положение жертв и, главное, грех мучителей, всегда не знающих, что творят.
Средств помочь и тем и другим не только у нас в России, но нигде в мире нет других, кроме света истины и увещания тех, которые в заблуждении своем, преследуя и обижая последователей Христа, думают, что они делают этим угодное Богу.
Обратиться прямо к лицам, творящим зло, я не могу и потому, что их слишком много, начиная от царя, которого уверили, что гонение на духоборцев есть необходимое дело, до последнего казака, воображающего, что, разоряя, оскорбляя, побивая своего брата духоборца, он не только не делает зло, но поступает хорошо, исполняя присягу, и потому, что они не захотят слушать меня; сделать это через русскую печать я тоже не могу, потому что то, что я напишу об этом, не пропустит цензура и ни одна бесцензурная газета не напечатает, и потому мне остается одно: говорить через иностранную печать, что я и делаю, обращаясь к вам и прося вас отдать это мое письмо для напечатания в какую-нибудь из самых распространенных газет: Times, Daily News, Daily Chronicle или другие, те, в которых вы найдете возможным напечатать это известие».
Толстой объяснил читателю суть «дела», дал краткую историю гонений духоборов, их вынужденное переселение на Кавказ: «В Закавказье в начале нынешнего столетия были выселены из южных губерний более строгие, чем церковные христиане, последователи учения Христа, получившие название духоборцев. Верования духоборцев не какие-нибудь особенные, как это любят представлять люди, враждебные учению Христа, а все те же верования – исполнения в жизни учения Христа, которые исповедовали с древнейших времен все так называемые секты: павликиане, богомилы, альбигойцы и в позднейшее время квакеры, менониты, штундисты, назарены, верования, одна из выдающихся черт которых состоит в том, что христианин не может совершать насилия и участвовать в них.
Так веровали и духоборцы и отказывались от присяги и военной службы и за это были преследуемы, гонимы и под конец сосланы на Кавказ.
<…> В беседах с этими людьми я убедился, что верования духоборцев были верования всех тех людей, которые со времени проповеди христианства исповедовали его, а не подделанное вместо Христова церковное учение: верования эти состоят в том, что человек есть сын Божий, обязанный исполнять волю отца, воля же отца состоит в том, чтобы содействовать установлению царства Божия. Средство же установления царства Божия есть признание братства всех людей и уничтожение вражды и насилия, установление любви и согласия».
Впервые напечатано в 1896 г. в изд. М. Элпидина в Женеве.
ПСС, т. 39, с. 209–215.
Средств помочь и тем и другим не только у нас в России, но нигде в мире нет других, кроме света истины и увещания тех, которые в заблуждении своем, преследуя и обижая последователей Христа, думают, что они делают этим угодное Богу.
Обратиться прямо к лицам, творящим зло, я не могу и потому, что их слишком много, начиная от царя, которого уверили, что гонение на духоборцев есть необходимое дело, до последнего казака, воображающего, что, разоряя, оскорбляя, побивая своего брата духоборца, он не только не делает зло, но поступает хорошо, исполняя присягу, и потому, что они не захотят слушать меня; сделать это через русскую печать я тоже не могу, потому что то, что я напишу об этом, не пропустит цензура и ни одна бесцензурная газета не напечатает, и потому мне остается одно: говорить через иностранную печать, что я и делаю, обращаясь к вам и прося вас отдать это мое письмо для напечатания в какую-нибудь из самых распространенных газет: Times, Daily News, Daily Chronicle или другие, те, в которых вы найдете возможным напечатать это известие».
Толстой объяснил читателю суть «дела», дал краткую историю гонений духоборов, их вынужденное переселение на Кавказ: «В Закавказье в начале нынешнего столетия были выселены из южных губерний более строгие, чем церковные христиане, последователи учения Христа, получившие название духоборцев. Верования духоборцев не какие-нибудь особенные, как это любят представлять люди, враждебные учению Христа, а все те же верования – исполнения в жизни учения Христа, которые исповедовали с древнейших времен все так называемые секты: павликиане, богомилы, альбигойцы и в позднейшее время квакеры, менониты, штундисты, назарены, верования, одна из выдающихся черт которых состоит в том, что христианин не может совершать насилия и участвовать в них.
Так веровали и духоборцы и отказывались от присяги и военной службы и за это были преследуемы, гонимы и под конец сосланы на Кавказ.
<…> В беседах с этими людьми я убедился, что верования духоборцев были верования всех тех людей, которые со времени проповеди христианства исповедовали его, а не подделанное вместо Христова церковное учение: верования эти состоят в том, что человек есть сын Божий, обязанный исполнять волю отца, воля же отца состоит в том, чтобы содействовать установлению царства Божия. Средство же установления царства Божия есть признание братства всех людей и уничтожение вражды и насилия, установление любви и согласия».
Впервые напечатано в 1896 г. в изд. М. Элпидина в Женеве.
ПСС, т. 39, с. 209–215.