ПИСЬМА Ф. ШРЕДЕРУ, Г. А. РУСАНОВУ, Э. ШМИТТУ ОБ ИЗДАНИИ «МЕЖДУНАРОДНОГО ПОСРЕДНИКА». 1893–1895

Еще в начале 1890-х гг. Толстой задумал европейское международное издание на четырех языках – русском, немецком, французском, английском, которое «проводило бы идеи всемирного братства». В письме 1893 г. он сообщал Ф. Шредеру, представляющему общество «Молодых друзей мира» («Jeunes amis de la paix»), издающее журнал международной молодежи «La paix par le droit»: «Идея международности этого органа мне чрезвычайно симпатична. Я думаю, что подобный журнал было бы полезно печатать на трех или четырех языках параллельно. Я очень хотел бы служить этому прекрасному делу» (Т. 66, с. 445).

Своим проектом он поделился со своими единомышленниками – Г. А. Русановым, Э. Шмиттом, В. Г. Чертковым. «Все больше дела и все меньше сил, – писал Толстой близкому ему Г. А. Русанову. – Утешение в том, что дело все как будто содержательнее и важнее с годами и с приближением к перемещению на другое дело. Радуют особенно загорающиеся в разных местах Европы центры священного огня, который Христос свел на землю». И он сообщает о своих «истинных друзьях, единомышленниках и соработниках» в Англии, в Штутгарте (издатель журнала «Neues Lebeu» («Новая жизнь») Карл Грунский), в Будапеште («целый кружок людей, принадлежащих к “религии духа”»), в Дании (писатель К. Лахман), в Финляндии (Арвид Ярнефельд, «который весь горит огнем христианского учения и проповедует в Финляндии и Швеции»).

В Дневнике 26 февраля 1895 г. Толстой отметил: «Написал письмо Шмитту с программой Международного Посредника». В этом письме Э. Шмитту Толстой изложил «программу международного издательства», которое «можно было бы назвать “Возрождение” и обосновать в “свободном государстве”, в Швейцарии например». Толстой-публицист убежден, что «такое издание соединило бы в один фокус всех единомыслящих людей».

«Теперь скажу вам о том проекте, который в последнее время занимает меня.

В последнее время я с нескольких сторон получил предложение денег с просьбой употребить их на полезное для людей дело. Вместе с этим у меня все больше и больше накопляется материала для статей, книг, брошюр: русских, немецких, английских – одного и того же направления и духа, указываю щих на невозможность продолжения существующего порядка вещей и на необходимость изменения его, и изменения не старым, оказавшимся недействительным средством насильственного низвержения его, а внутренним, индивидуальным, религиозным совершенствованием».

Это «побудило» Толстого вернуться к давней мысли – основать в свободном государстве «международный не журнал, а издание под одним и тем же заглавием, в одной и той же форме, книг и брошюр» на четырех языках. Он излагает цели и программу издания:
«Существующий строй жизни подлежит разрушению. В этом согласны как те, которые стремятся разрушить, так и те, которые защищают его.

Уничтожиться должен строй соревновательный и замениться должен коммунистическим; уничтожиться должен строй капиталистический и замениться социалистическим; уничтожиться должен строй милитаризма и замениться разоружением и арбитрацией; уничтожиться должен сепаратизм узкой национальности и замениться космополитизмом и всеобщим братством; уничтожиться должны всякие религиозные суеверия и замениться разумным религиозным нравственным сознанием; уничтожиться должен всякого рода деспотизм и замениться свободой; одним словом, уничтожиться должно насилие и замениться свободным и любовным единением людей. <...>

До сих пор для достижения всех этих целей употреблялись два средства: первое – насильственные революции, свержение людей, поддерживающих нежелательный порядок и замещение их другими, долженствующими устроить другой, желательный порядок жизни; и другое – состоящее в том, чтобы, не разрушая существующего порядка, вступая в ряды правительства, постепенно, понемногу достигать того изменения существующего порядка, которого требует человеческое сознание нашего времени.

Первый способ не достигает своей цели потому, что, во-первых, всякое насильственное разрушение существующего порядка вызывает в большинстве индифферентных людей реакцию, желание удержать во что бы то ни стало, какой бы то ни было ценой существующий и даже существовавший прежде, когда не было пертурбаций, порядок вещей, и потому вызывает реакцию, только отдаляющую достижение цели. Во-вторых, потому, что люди, вступающие во власть при удержании прежней государственной машины насилия, очень скоро становятся столь же деспотичны, иногда еще и более, чем сверженные. <…>

Второй способ, состоящий в том, чтобы, участвуя в правительстве, улучшая, изменять его, еще менее достигает своей цели, потому что люди, не только вступающие в ряды правительства с целью постепенного улучшения существующего порядка, но даже признающие правительство и пользующиеся его выгодами и уверяющие себя, что они пользуются выгодами правительства только для того, чтобы быть в состоянии видоизменять его и улучшать, – незаметно для себя, очень скоро и неизбежно, потому что вся жизнь их опирается на правительственном насилии, становятся не только исправителями и изменителями насилий правительства, но самыми горячими защитниками его. Все равно как если бы человек, взявшийся исправлять лодку, сидел бы и плыл в ней. <…>

Существует же одно средство достижения этой цели, и самое простое и естественное, состоящее в том, чтобы оставить в покое государство и правительство и не думать о нем, а думать только о себе и своей жизни; уяснять себе цель и значение своей жизни и, соответственно уясненного сознания, вести свою жизнь. И удивительное дело, это средство, оставляющее совершенно в стороне вопросы о государстве, правительстве, обществе, одно разрешает (и самым несомненным образом) все вопросы государственные, правительственные и общественные. Средство это, по отношению к вопросам государственным, правительственным и общественным, состоит в том, чтобы вместо того, чтобы насильственно разрушать существующий строй жизни или, желая разрушить или заменить его, на нем строить свою жизнь, – средство это состоит в самом простом приеме, который, казалось бы, первый должен бы был прийти в голову людям, – именно в том, чтобы не участвовать в этом насильственном строе жизни, который мы отрицаем и хотим изменить».

Затем Толстой по пунктам излагает программу «предполагаемых изданий»:
«Для того же, чтобы не участвовать в этом насильственном и ложном строе жизни, нужно 1) сознавать ясно смысл и назначение своей жизни, 2) ясно понимать, что в нашей жизни соответствует назначению нашей жизни и что противоречит ему, и 3) знать те средства, которыми возможно привести в согласие свою жизнь с требованиями своего сознания, и потому в предполагаемых изданиях печатались бы: 1) сочинения, уясняющие религиозное сознание людей; 2) указывающие на несоответствие этого сознания с существующим порядком, и 3) разъясняющие средства изменения существующего порядка и осуществления нового, соответствующего сознанию строя жизни».

«Такова приблизительно была бы программа этих изданий “Возрождения”. Такое издание соединило бы в один фокус всех единомыслящих людей, теперь рассеянных и незаметных людей. А их много и становится все больше и больше. И сила их великая, потому что будущее принадлежит им», – оптимистично завершает свое письмо Толстой.

Позже созданное В. Г. Чертковым в Англии издательство «Свободное слово» стало своего рода «Международным Посредником»; так называли его Толстой и Чертков в своей переписке.

ПСС, т. 68, с. 55-56.