«ПРЕДИСЛОВИЕ К СОЧИНЕНИЯМ ГИ ДЕ МОПАССАНА». 1894
Толстой работал над предисловием в период «уяснения» вопроса о целях и назначении искусства. Многие размышления были развиты им в трактате «Что такое искусство?».
Толстой писал в статье: «Трагизм жизни Мопассана в том, что, находясь в самой ужасной по своей уродливости и безнравственности среде, он силою своего таланта, того необыкновенного света, который был в нем, выбивался из мировоззрений этой среды, был уже близок к освобождению, дышал уже воздухом свободы, но, истратив на эту борьбу последние силы, не будучи в силах сделать одного последнего усилия, погиб, не освободившись» (Т. 30, с. 22).
В. В. Стасов «Предисловие» Толстого отправил В. Генкелю в Мюнхен: «Пусть переведет и напечатает, пусть поскорее узнают в Европе, что такое нынче думают и пишут в нашей России, – да еще когда? – в эпоху всеобщего ретроградства, измены, поворачиванья оглобель назад и все более и более распространяющегося ничтожества, мелкоголовия, вина и карт». Одобрительно отозвался о предисловии Толстого и Н. С. Лесков: «Критическая статья о Мопассане чрезвычайно хороша».
Статья Толстого была перепечатана, с небольшими авторскими поправками, в сборнике рассказов Мопассана «На воде», выпущенном «Посредником» в 1894 г. В переводе Ш. Саломона статья появилась во Франции, имела успех*.
Напечатано в 1894 г. в изд. «Посредник»; перепечатано многими газетами.
* См.: Литературное наследство. – М., 1965. – Т. 75. – Кн. 1. – С. 591.