«НЕДЕЛАНИЕ». 1893

Замысел статьи возник у Толстого после прочтения в газете «Русские ведомости» (1893, № 128, 13 мая) корреспонденции из Парижа «Золя и студенчество», где подробно излагалась речь Э. Золя на банкете студенческого союза. По поводу этой речи Толстой писал: «Вчера читал в Рус[ских] Вед[омостях] речь Zola к студентам против проявляющегося в них расположения к мистицизму, как он называет религиозные течения в новой франц[узской] молодежи <...> И против этого он им рекомендует науку и труд, не объясняя того, что мы должны называть и признавать наукой и, главное, какой труд».

Название статьи «Неделание» свидетельствовало о развитии принципа ненасилия, который определялся Толстым в период создания книги «В чем моя вера?» как центральный для христианского учения. Ненасилие, «неделание» и объемлющий то и другое закон любви – это эволюция размышлений писателя о человеке духовном, о самосовершенствовании, которого можно достигнуть путем «неделания».

Анализируя выступления двух больших писателей, Толстой говорит, что Золя «усыпляет», а Дюма «будит» людей, его слово писатель называет пророческим. Золя советует не менять свою жизнь, а усиливать деятельность в нужном направлении. Дюма же предсказывает изменения в чувствах людей, которые наконец научатся «любви друг к другу», и это приведет человечество к счастью, к окончанию бесконечных побоищ, разорения, вырождения людей.

Вскоре Толстой получил от редактора французского журнала «La rеvue des revues» («Журнальное обозрение») Эрнеста Смита две вырезки из газет: одна из них содержала речь Э. Золя, другая – письмо Александра Дюма-сына к редактору газеты «Gaulois». Это были ответы на вопрос: «Что ожидает человечество?». Эти выступления оказались созвучны размышлениям писателя о христианском жизнепонимании, и Толстой решил написать статью, которую и предваряли выступления Золя и Дюма. Вновь Толстой мог публично высказать основные идеи, над изложением которых работал, создавая религиозно-философские сочинения этой поры – «В чем моя вера?», трактат «Царство Божие внутри вас».

Толстой оценил письма как «очень интересные» о духе времени и о том, чем это кончится и что делать. «Dumas говорит: “Я думаю, что теперь наступает время, когда мы серьезно примемся исполнять слова: любите друг друга, не разбирая того, кто сказал их, Бог или человек”. В этом одном он видит выход из тех противоречий, в которых мы запутались».

В начале своей статьи Толстой, поблагодарив за посылку этих документов, выразил желание «высказать несколько вызванных ими мыслей», ибо «трудно нарочно подыскать в текущей литературе в более сжатой, сильной и яркой форме выражение тех двух самых основных сил, из которых слагается равнодействующая движения человечества: одна – мертвая сила инерции, стремящаяся удержать человечество на раз избранном им пути, другая – живая сила разума, влекущая его к свету».

Толстой утверждал, что неделание – это не бездействие, а отказ от совершения ненужного: «Для того, чтобы делать добро, надо прежде всего перестать делать зло, подойти к точке, где не делаешь зла. В нашей исполненной зла жизни едва ли это не высший идеал, который мы можем ставить себе, и потому “non agir” есть для нас великая добродетель» (Т. 87, с. 191). Завершается статья утверждением Толстого: «Все великие перемены в жизни одного человека или всего человечества начинаются и совершаются только в мысли. Какие бы ни происходили внешние перемены в жизни людей, как ни проповедовали бы люди необходимость изменения чувств и поступков, жизнь людей не изменится до тех пор, пока не произойдет перемены в мысли. Но стоит произойти перемене в мысли, и рано или поздно, смотря по важности перемены, она произойдет в чувствах и в действиях и в жизни людей так же неизбежно, как произойдет поворот корабля после поворота руля <...> Нужно хоть на время освободиться от того, что индийцы называют “сансара”, от той суеты жизни, которая более всего другого мешает людям понять смысл их существования... Ищите царства Божия и правды его, а остальное приложится вам» (Т. 29, с. 196-201).

Толстой намеревался напечатать «Неделание» одновременно и во французской печати, и в России в журнале «Северный вестник», издательница которого Л. Я. Гуревич благодарила Толстого за обещание прислать статью.

В. Г. Чертков советовал Толстому печатать «Неделание» в журнале Н. Я. Грота «Вопросы философии и психологии», полагая, что там она скорее будет разрешена цензурой. Толстой объяснил Н. Я. Гроту, что статью «Неделание» он посылает в «Северный вестник», и попросил его: «Если там усумнятся, то позвольте обратиться к вам» (Т. 66, с. 382).

При содействии А. Ф. Кони статья «Неделание» была опубликована в «Северном вестнике» (1893, IХ), редакция которого «в угоду цензуре» внесла в текст изменения, «подровняла кое-какие отдельные выражения» (письмо Л. Я. Гуревич, 7 сентября 1893 г.).

Статья в 1894 г. напечатана в «Сочинениях гр. Л. Н. Толстого», часть тринадцатая. Впервые «Посредник» опубликовал статью в книге: «Л. Н. Толстой. Произведения последних годов» (статьи, вошедшие в тринадцатую часть собрания сочинений, изд. для интеллигентных читателей. М., 1895). Только в 1907 г. статью «Неделание» «Посредник» напечатал отдельной брошюрой, неоднократно переиздававшейся.

ПСС, т. 29, с. 173–201.