«[CARTHAGO DELENDA EST]»*. 1889
Над этой статьей-воззванием Толстой начал работать в 1889 г., изучая литературу о социализме. Профессор Московского университета И. И. Янжул «дал и сообщил» ему о книгах «об анархистах и социалистах». Толстой читает работу бельгийского профессора политической экономии Эмиля де Лавелэ «Современный социализм» (СПб, 1882, под ред. М. А. Антоновича). В Дневнике 12 января запись: «Читал и вчера и нынче книгу об американском социализме: о двух партиях – интернациональной и социалистической. Анархисты во всем правы, только не в насилии. Удивительное затмение. Впрочем, об этом предмете мне думается, как думалось, бывало, о вопросах религии, т. е. представляется необходимым и возможным решить, но решения еще нет». Позже он написал автору: «Я знаком с некоторыми из ваших трудов, которые я прочел с интересом и пользой, и между прочим историю социализма, переведенную на русский язык и очень распространенную среди нашей молодежи <...> Лучшая организация требует умственного развития и в особенности нравственного состояния масс, готовых ее принять, и только христианские принципы могут достичь того и другого. Это те вопросы, которые наиболее занимают меня в настоящее время» (Т. 65, с. 179-180).
Запись о чтении Ноеса о коммунах: «Везде одно – освобождение себя от суеверий религии, правительства и семьи. <...> Думал: удаление в общину, образование общины, поддержание ее в чистоте – все это грех – ошибка. Нельзя очиститься одному или одним; чиститься, так вместе; отделить себя, чтобы не грязниться, есть величайшая нечистота» (22 апреля). Толстой знакомится с только что вышедшей в Петербурге книгой Д. Ф. Щеглова «История социальных систем».
В Дневнике 1 июля 1889 г. – первое упоминание о К. Марксе, размышление о его учении. Первый том «Капитала» с пометками Толстого в предисловии (Гамбург, 1883, 3-е издание) сохранился в яснополянской библиотеке.
Толстой записал: «“Looking Backward” прекрасно. Одно плохо: социалистическое марксовское представление, что если очень долго делать дурно, то само собою сделается хорошо. Капиталы сходятся в малое число рук, под конец сойдутся в одни. Рабочие союзы тоже сольются в один. И будет капитал и рабочая сила разделенные. Тогда власть или революция соединит их, и все будет благополучно. Главное то, что ничего в нашей цивилизации не уменьшится, не пойдет назад: будут те же дворцы, гастрономические обеды, сласти, вина, экипажи, лошади – только все будет доступно всем. Вот это непонятно, как они не видят, что это невозможно. Пока есть насилие, сила капитала и изобретения направлялись не на то, что нужно.
И чтобы было то, что нужно, массам надо все проверить. Главное же – надо быть готовым отказаться от всех усовершенствований нашей цивилизации, только чтоб не было того жестокого неравенства, которое составляет нашу язву. Если правда, что я люблю брата, то я не задумаюсь лишиться гостиной, только бы приютить его, бесприютного. А то мы говорим, что хотим приютить брата, но только с условием, чтобы гостиная осталась свободною для приема. Надо решить, кому служить – Богу или мамоне. Обоим нельзя...».
Вскоре Толстым было начато «Воззвание»: «Нельзя медлить и откладывать. Нечего бояться, нечего обдумывать, как и что сказать. Жизнь не дожидается. Жизнь моя уже на исходе и всякую минуту может оборваться» (Т. 27, с. 530).
В течение 1889 г. Толстой дважды принимался писать «Воззвание», или «Манифест», где звучат пророческие слова: «Жизнь, та форма жизни, которой живем теперь мы, христианские народы, – delenda est, должна быть разрушена, говорил я и буду твердить до тех пор, пока она будет разрушена. Я умру, может быть, пока она не будет еще разрушена, но я не один, со мной стоят сотни тысяч людей, со мной стоит истина. И она будет разрушена, и очень скоро. Она будет разрушена не потому, что ее разрушат революционеры, анархисты, рабочие, государственные социалисты, японцы или китайцы, а она будет разрушена потому, что она уже разрушена на главную половину – она разрушена в сознании людей» (Т. 27, с. 534).
Начинающая рукопись фраза «Carthago delenda est» стала заглавием статьи. Так Толстой трижды – в 1891, 1896 и 1898 гг. – начинал новую статью-воззвание, и только вариант 1898 г. был завершен.
Набросок был опубликован В. Г. Чертковым в газете «Речь» 7 ноября 1913 г. (№ 305) под заглавием «Carthago delenda est».
ПСС, т. 27, с. 534-535.
* Карфаген должен быть разрушен (лат.).
Запись о чтении Ноеса о коммунах: «Везде одно – освобождение себя от суеверий религии, правительства и семьи. <...> Думал: удаление в общину, образование общины, поддержание ее в чистоте – все это грех – ошибка. Нельзя очиститься одному или одним; чиститься, так вместе; отделить себя, чтобы не грязниться, есть величайшая нечистота» (22 апреля). Толстой знакомится с только что вышедшей в Петербурге книгой Д. Ф. Щеглова «История социальных систем».
В Дневнике 1 июля 1889 г. – первое упоминание о К. Марксе, размышление о его учении. Первый том «Капитала» с пометками Толстого в предисловии (Гамбург, 1883, 3-е издание) сохранился в яснополянской библиотеке.
Толстой записал: «“Looking Backward” прекрасно. Одно плохо: социалистическое марксовское представление, что если очень долго делать дурно, то само собою сделается хорошо. Капиталы сходятся в малое число рук, под конец сойдутся в одни. Рабочие союзы тоже сольются в один. И будет капитал и рабочая сила разделенные. Тогда власть или революция соединит их, и все будет благополучно. Главное то, что ничего в нашей цивилизации не уменьшится, не пойдет назад: будут те же дворцы, гастрономические обеды, сласти, вина, экипажи, лошади – только все будет доступно всем. Вот это непонятно, как они не видят, что это невозможно. Пока есть насилие, сила капитала и изобретения направлялись не на то, что нужно.
И чтобы было то, что нужно, массам надо все проверить. Главное же – надо быть готовым отказаться от всех усовершенствований нашей цивилизации, только чтоб не было того жестокого неравенства, которое составляет нашу язву. Если правда, что я люблю брата, то я не задумаюсь лишиться гостиной, только бы приютить его, бесприютного. А то мы говорим, что хотим приютить брата, но только с условием, чтобы гостиная осталась свободною для приема. Надо решить, кому служить – Богу или мамоне. Обоим нельзя...».
Вскоре Толстым было начато «Воззвание»: «Нельзя медлить и откладывать. Нечего бояться, нечего обдумывать, как и что сказать. Жизнь не дожидается. Жизнь моя уже на исходе и всякую минуту может оборваться» (Т. 27, с. 530).
В течение 1889 г. Толстой дважды принимался писать «Воззвание», или «Манифест», где звучат пророческие слова: «Жизнь, та форма жизни, которой живем теперь мы, христианские народы, – delenda est, должна быть разрушена, говорил я и буду твердить до тех пор, пока она будет разрушена. Я умру, может быть, пока она не будет еще разрушена, но я не один, со мной стоят сотни тысяч людей, со мной стоит истина. И она будет разрушена, и очень скоро. Она будет разрушена не потому, что ее разрушат революционеры, анархисты, рабочие, государственные социалисты, японцы или китайцы, а она будет разрушена потому, что она уже разрушена на главную половину – она разрушена в сознании людей» (Т. 27, с. 534).
Начинающая рукопись фраза «Carthago delenda est» стала заглавием статьи. Так Толстой трижды – в 1891, 1896 и 1898 гг. – начинал новую статью-воззвание, и только вариант 1898 г. был завершен.
Набросок был опубликован В. Г. Чертковым в газете «Речь» 7 ноября 1913 г. (№ 305) под заглавием «Carthago delenda est».
ПСС, т. 27, с. 534-535.
* Карфаген должен быть разрушен (лат.).