«СТРАДАНИЯ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ФЕОДОРА», «СТРАДАНИЯ СВЯТЫХ ПЕТРА, ДИОНИСИЯ, АНДРЕЯ, ПАВЛА И КРИСТИНЫ». 1885

Среди духовных, богословских, религиозно-философских книг, составлявших яснополянскую библиотеку, в круг чтения писателя входили жития святых. «Великие Минеи-Четьи» митрополита Макария (СПб, 1868–1870); «Жития святых» в 12 томах митрополита Дмитрия Ростовского (М., 1862); «Древнерусские жития святых как исторический источник» В. О. Ключевского. (М., 1871); «Пролог, или полетное собрание сочинений святых жития всего лета» (М., 1875), позже подаренная архимандритом Серафимом Чичаговым книга – составленное им «Житие приснопамятного старца Серафима Саровского» (СПб, 1903), в год прославления святого, торжеств по случаю обретения его мощей. Следы прочтения сохранились на отдельных сборниках о Сергии Радонежском, Иоанне и Никодиме Святогорцах, старце Льве Оптинском, иеромонахе Клименте (Зедергольме), мученике Иоанне Воине, равноапостольных Мефодии и Кирилле, учителях Словенских, о мучениках Феодоре и Никифоре и многие другие*.

Стремление Толстого ввести в круг народного чтения жития святых возникло еще в 1870-е годы и воплотилось в «Азбуке» (1872), «Новой Азбуке» (1875), а затем в изданиях «Посредника».

В 1880-е годы создана повесть «Ходите в свете, пока есть свет» с подзаголовком «Повесть из времен древних христиан», «Житие Петра Святого, бывшего прежде мытарем». Толстым написаны «Страдания святого мученика Феодора» и «Страдания святых Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Кристины», основным источником для работы над которыми послужили «Четьи-Минеи» Дмитрия Ростовского, «Добротолюбие», сб. «Училище благочестия». Переработка и переводы первоисточников поручались сотрудникам «Посредника», иногда писал сам Толстой.

В 1886 г. в «Посреднике» напечатаны «Страдания святого мученика Феодора»; «Страдания святых Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Кристины» не были изданы.

ПСС, т. 25, с. 462.


* См: Белоусова Е. В. «Жития святых» в прочтении Л. Н. Толстого // Яснополянский сб. – 2000. – С. 308–320.