«НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ». 1884

Мысль об издании отдельных евангельских сюжетов с пояснениями возникла у Толстого во время создания народной литературы. Поскольку право издавать Евангелие принадлежало исключительно Синоду, В. Г. Чертков предложил Толстому изложить сущность содержания Нагорной проповеди и передать Заповеди Христа «тем простым и детски-наивным слогом, который имеет такую прелесть и силу». Толстой долго работал над толкованием проповеди; им тщательно были изучены многие источники; сохранилось множество подчеркиваний, закладок в книгах яснополянской библиотеки: в Библии (СПб, 1862), отдельных изданиях Евангелий, толкованиях на Ветхий и Новый Завет.

Обширный религиозно-философский раздел яснополянской библиотеки в последние тридцать лет жизни Толстого основательно пополнился: он приобрел более трехсот новых книг, более ста книг подарили писателю авторы-богословы*.

Многие книги послужили первоисточниками при создании художественных и философско-религиозных публицистических произведений позднего Толстого.

Перечитывая несколько раз Нагорную проповедь, Толстой убедился, что «слова Евангелия 5, 6, 7 глав Матфея так святы, так божественны, все от начала до конца», что прибавлять к ним, давать свое толкование и объяснение он считает невозможным (Т. 85, с. 52).

Он набросал два варианта введения к Нагорной проповеди Христа, но вновь «убедился, что не может и не имеет права» писать и его и что «все, что можно сделать доброго», – это дать заглавие «Проповедь народу и заповеди спасения Господа нашего Иисуса Христа».

ПСС, т. 25, 530-531.


* Дарственные надписи в них оставили митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Попов-Вениаминов), архиепископ Антоний Волынский (Храповицкий), архимандрит Леонид (Кавелин) и Серафим (Чичагов), протоиерей Иоанн Восторгов и Н. А. Елеонский, философы С. Н. Булгаков, Вл. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Н. Н. Страхов, Л. И. Шестов, церковный деятель, издатель, бывший «толстовец» М. А. Новоселов и другие.