Выставка «Репин: миф о Толстом»


Как блестящие художественные решения Репина стали «мемами» уже при жизни писателя? Как Репин участвовал в создании популярного образа Толстого? Выставка в музее Льва Толстого попробует деконструировать миф о Толстом и подумать, какую роль сыграли в его создании работы Репина.

Куратор: Олеся Волосевич

Репинские образы Толстого стали широко распространяться практически сразу после их создания: «Толстого на пашне» можно было увидеть на перочинных ножах, конфетах, тарелках, флаконах с одеколоном начала XX в. Значительная коллекция таких предметов, а также открыток и фотографий рубежа веков из фондов музея Толстого будет показана на выставке и отразит масштаб распространения репинских образов Толстого в России и в мире.

Художественные открытия, сделанные Репиным, – это итог близкого общения двух мастеров, которое длилось ровно 30 лет (с 1880 по 1910 г.). Инициатором личного знакомства писателя и художника стал критик Владимир Стасов, который указал Толстому на то, что Репин в живописи – то же, что и Толстой в литературе. В отличие от Стасова, сам Репин говорил, что тянулся к Толстому «по закону притяжения малых тел к большим».

Спустя 7 лет после первого визита Толстого в мастерскую художника тот взялся впервые за портрет великого писателя. За три дня в Ясной Поляне он написал с натуры портрет Толстого с книгой в руках. А вернувшись домой, он написал картину «Лев Толстой на пашне» («Пахарь»), которую захотел размножить в печатных копиях. Литографированные отпечатки с изображением Толстого-пахаря облетели весь мир.

Проникнуть в суть образа Толстого Репин хотел и с помощью скульптуры. Ему непременно хотелось сделать бюст писателя, и в 1891 г. он выполнил блестящий, один из лучших среди когда-либо созданных бюстов Толстого. Этот и еще два бюста Толстого работы Репина можно будет увидеть на выставке. Один из них раскрашен самым Репиным в технике полихромии (бюст – цветной) и никогда не выставлялся.

На выставке также будет представлен поздний репинский портрет Толстого «По ту сторону жизни», написанный уже после смерти писателя. Картина много лет лежала в запасниках, но была специально отреставрирована к выставке. В своих записках при упоминании картины «Толстой по ту сторону жизни» Репин указал: «посланник Бога».

Музей Толстого хранит большое собрание репинской графики, которое представляет огромную ценность. В музее есть наброски «Пахаря» и эскизы к известным полотнам Репина на толстовскую тему. Все эти подлинные экспонаты можно будет увидеть на выставке. Они не были частью масштабной ретроспективы Репина в Третьяковской галерее и составляют часть фондов музея Толстого.

Куратор выставки Олеся Волосевич отмечает: «Диалог таких масштабных фигур в литературе и в живописи – подарок, который получило русское и мировое искусство, и на выставке мы предложим глубже погрузиться в историю их взаимного влияния».

Советуем вам воспользоваться аудиогидом. Его стоимость – 200 руб. (1000 руб. – залог). 

Аудиогид также доступен бесплатно в мобильном приложении izi.travel.