Литературные музеи объединило творчество Бориса Щербакова

DSC_0785.JPG


Выставка в Толстовском центре на Пятницкой собрала весь цвет музейной профессии. В выставочном проекте «"Здесь гений жил..." Литературные места России. К 100-летию со дня рождения художника Бориса Щербакова» приняли участие шесть российских музеев, в коллекциях которых хранятся работы мастера литературного пейзажа Бориса Щербакова. Многие выступающие признавались, что его работы знакомы с детства: почти в каждом номере «Огонька» можно было встретить репродукцию картин художника.


  
Куратор выставки, член Союза художников РФ Юрий Мудров сразу же подчеркнул, что Борис Щербаков – основатель русского литературного пейзажа как отдельного подвида жанра. Художник – и автор портретов, и тематических композиций, однако, нашел свое призвание именно в изображении русской природы в контексте литературы. По словам куратора, он смог уловить глубокую связь между литераторами и местом, природой. 

Борис Щербаков получил «пушкинскую прививку» в Михайловском еще в 30-е гг. на студенческой практике. Его работы, сделанные в пушкинских местах, были отмечены и приняты в фонд музея. Директор музея Л.Н. Толстого Сергей Архангелов рассказал, что недавно лично видел документ о приеме первых пейзажей мастера в Пушкиногорье за 1933-1935 гг. На выставке показано одно из ранних полотен Щербакова – «Липовая аллея» (Михайловское, 1936 г.). 

Война прервала работу художника, но после он снова вернулся к любимому делу и изъездил все места силы русских писателей: Пушкина, Толстого, Тургенева, Лермонтова, Шолохова...  Сергей Архангелов подчеркнул: репродукции картин Щербакова можно было найти в любом уголке Советского Союза, в каждой деревне. Его любило Министерство культуры СССР, но творил он по своему желанию. 

«Наследие Щербакова – золотой фонд литературных музеев», – произнес на открытии выставки Евгений Богатырев, директор музея А.С. Пушкина. Также он поделился личными воспоминаниями, связанными с творчеством художника. В 10-летнем возрасте, как и многие, он зачитывался Пушкиным. В журнале «Огонек» напечатали картину Щербакова «Пушкин в Михайловском». Всей семьей подбирали рамку для этой работы, и она заняла почетнейшее место в доме. «Со щербаковским Пушкиным происходило мое соединение с литературой и прекрасным», – рассказал Евгений Богатырев. Впоследствии, в 1980-е гг., удалось познакомиться и с самим художником. 

Заместитель директора музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» Людмила Тихонова в своем выступлении назвала Пушкинский Заповедник кабинетом художников, писателей, поэтов. Недаром Пушкин пережил там чудо духовного воскрешения. «Щербаков, эти места воспевший, формирует чувство родины, объединяет, а открытие этой выставки – замечательное событие русской культурной жизни», – подчеркнула она. 

В подготовке выставки приняла активное участие дочь художника Галина Борисовна Щербакова, искусствовед и просто неравнодушный человек. Вещи из собрания семьи сделали выставку более личной. На открытии Галина Борисовна присутствовать не смогла, но от семьи выступил ее супруг Николай Вакась, который признался, что не подозревал, что, покупая журналы со щербаковскими работами в студенчестве, он впоследствии женится на дочери замечательного художника. Целый зал выставочного центра заполнен фотографиями из семейного архива, на которых запечатлены сцены частной жизни: к примеру, кошка Бэкки рядом с работающим художником. 

На открытии, помимо организаторов, присутствовали директора музеев М.Ю. Лермонтова, А.Н. Островского, Дарвиновского музея, музея-заповедника А.С. Пушкина «Вяземы», искусствовед, преподаватель художественного института им. В.И. Сурикова Татьяна Пластова, академик Российской академии художеств Александр Толстиков, член Совета Федерации Наталья Дементьева и многие другие почетные гости. 

Были на церемонии и друзья Бориса Щербакова. Выступила Наталья Бодина, художник, близко его знавшая и ездившая с ним на пленэры. По ее словам, Бориса Щербакова во всем поддерживала его жена Зоя Анатольевна, они были блестящей парой. 

Выставка будет показываться в целом ряде литературных музеев. К открытию устроители выпустили каталог, который останется ценителям, когда картины покинут здание Толстовского центра. Настоящим открытием выставки стала первая публикация стихотворений Бориса Щербакова. Они напечатаны в каталоге и представлены в экспозиции. 

Куратор выставки, член Союза художников РФ, член Президиума правления и председатель Отделения искусствоведения и критики Санкт-Петербургского Союза художников Юрий Мудров произнес замечательную мысль: художник запечатлел то, что всем нам дорого и будет дорого всегда. Музеям нужно было провести эту совместную работу – а музейщики умеют делать чудеса. 



Текст: Олеся Волосевич
Фото: Юрий Аникеев