"Борис Диодоров. Книжная иллюстрация": в музее открылась выставка к юбилею народного художника России

афиша.jpg

5 ноября 2014 – 2 февраля 2015


Выставка в Государственном музее Толстого приурочена к 80-летию народного художника России Бориса Диодорова. В шести залах показаны работы, охватывающие весь творческий путь классика книжной иллюстрации. Многие из них прекрасно знакомы с детства не одному поколению: «Дюймовочка», «Снежная королева» Х.К. Андерсена, «Винни-Пух и все-все-все» А. Милна, «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова и другие произведения для детей неразрывно связаны в нашей памяти с образами, созданными Борисом Диодоровым. Всего он проиллюстрировал более 400 изданий, выходивших в России, Франции, Испании, Финляндии, США, Японии. География персональных выставок мастера книги — мировая.

Борис Диодоров родился в 1934 году в Москве. С 1945 года учился в московской художественной школе на Чудовке, с 1952 по 1954 год — в художественной школе при МГХИ им. В.И. Сурикова в Лаврушинском переулке. С 1958 года начал работу в издательствах. В 1960 году окончил Суриковский институт. Занявшись книжной иллюстрацией, Диодоров применил уникальную технику офорта с использованием акватинты и акварели.

Признание пришло к Диодорову в 1979 году, когда в России вышла в свет повесть-сказка шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Книга была иллюстрирована цветными офортами Диодорова и стала лауреатом высших наград, среди которых — «Диплом им. Ивана Федорова», «Серебряная медаль» книжной выставки в Лейпциге, «Золотое яблоко» биеннале иллюстрации в Братиславе.

Изысканная узнаваемая манера, филигранная отделка рисунка характеризуют иллюстрации Диодорова. При этом он каждый раз ищет ключ к литературному произведению: оставаясь собой, он всякий раз немного другой. В серии рисунков в «Винни-Пуху» эффект воспоминания о детстве и атмосферу старой Англии создают отчетливая «диодоровская» линия, мелкий штрих и мягкие, отдающие в пепельность тона. Сочность красок, глубина и необыкновенные сочетания цветов отличают иллюстрации к «Нильсу». Они наполнены дыханием северной страны благодаря мерцающей, сказочной среде, которую художник создает с помощью специальной техники.

Иллюстрациям Диодорова присуща точность вкуса, чувство меры. Цвет чаще всего дается спокойно, но неизменно оживляет всю композицию. Персонажи его универсальны, узнаваемы, не вступают в конфликт с читательским воображением.

С 1986 года Диодоров — главный художник издательства «Детская литература». На выставке посетители встретят плеяду дорогих сердцу сказочных героев: Русалочку, Дюймовочку, Карлсона, Мэри Поппинс, Снежную королеву, Винни-Пуха и его друзей, персонажей сказок П.П. Бажова. Один из залов посвящен классике русской и зарубежной литературы: поэме А.А. Блока «Двенадцать», стихотворениям И.С. Тургенева, лирике И.В. Гёте.

За иллюстрации к сказкам Х.К. Андерсена Борис Диодоров получил особое расположение датчан. В 2001 году датская принцесса вручила художнику Гран-при Международного конкурса Андерсена в Оденсе, а в 2005 году его избрали «Посланником Х.К. Андерсена». У деда художника был томик сказок Андерсена, и Борис ребенком был уверен, что Андерсен — русский писатель. Этим признанием он развеселил датчан на вручении премии. По словам художника, в Дании только открывают для себя Андерсена по-настоящему: долгое время датчане не знали, как объяснить его неустроенность, но, увидев всемирное признание сказочника, решили относиться к нему как человеку, который так и не вышел из детства, и сразу нашли в нем достоинства, которыми можно гордиться.

Еще одно важное впечатление, повлиявшее на художника, — это знакомство с романом Л.Н. Толстого «Война и мир» с иллюстрациями А.П. Апсита. В четырехлетнем возрасте дедушка дал Борису полистать дореволюционное издание. «Я был поражен увиденным: там была жизнь намного интереснее той, которая окружала меня до сих пор» (из воспоминаний художника). Впоследствии Борис Диодоров и сам стал иллюстратором Л.Н. Толстого. Отдельный зал выставки занимают его офорты к трилогии «Детство. Отрочество. Юность» и народным рассказам Толстого. Работая над поздними рассказами писателя («Девчонки умнее стариков», «Свечка», «Где любовь, там и Бог», «Чем люди живы», «Ягоды»), художник открыл для себя высокие нравственные заповеди Толстого. В этих иллюстрациях прослеживается аскетичность, послушание авторскому замыслу. Они выполнены грифельными карандашами на французской бумаге «Arches» и освобождены от цвета. Народные рассказы Толстого с иллюстрациями Диодорова впервые вышли в японском издательстве, а затем появились отдельной книгой в России.

Борис Диодоров — полный энтузиазма педагог, духовный наставник для своих студентов. Больше десяти лет он заведует кафедрой иллюстрации и эстампа в Московском государственном университете печати. В 2013 году он создал и возглавил Центр полиграфических искусств «Печатный двор Ивана Федорова». Художник призывает студентов браться за классику, стараться осуществить самые дерзновенные мечты без оглядки на заработок. «Художественные удачи в работе над классикой — они бессмертны», — сказал однажды Диодоров в обращении к своим выпускникам.

Путь жизни и творчества художника это подтверждает. Работы Диодорова находятся в Третьяковской галерее, музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, национальной галерее Братиславы, в доме-музее Андерсена в Оденсе, в музеях Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Литературном музее, в музее Чихиро (Япония), в частных собраниях России и за рубежом.


Контакты для прессы: 8-905-713-59-57
E-mail: luchaninova@list.ru
Лучанинова Татьяна Петровна