Церковь и государство

Опубликовано в Томе 23

Другие варианты названия: «Государство и церковь».

Том юбилейного 90-томного собрания сочинений: 23.

Отзывы

Lvyonok Yasnopolyanskiy   07.10.2016 15:17:00

Несмотря на стотридцатипятилетний срок, отделяющий нас от времени создания Львом Николаевичем представленной в данном сборнике его статьи, актуальность высказанных в ней идей только возрастает. Почуявшая поддержку правительства и эксплуататоров народа в путинской России, т.н. "православная" церковь, одна из "исторических" ЛЖЕхристианских церквей, примазавшихся к образу и извращённому ими учению Христа, проводит вновь активную идеологическую политику, экспансионистскую в отношении светских науки и образования и пропагандистскую в отношении как детей православных и неверующих родителей, так и самих этих неверующих, равно как и представителей иных вероисповеданий. "Религиозной оболочкой" мнимого христианства прикрываются и рационализируются, оправдываются как многие преступления путинского режима, так и предрассудки и фобии рядовых обитателей России: например, ненависть(к внутренним и иностранным "врагам", политической оппозиции, к педерастам, терророристам и др.), наконец, поведение самих представителей "православия"...

Истоки этого положения и анализирует Лев Николаевич в статье "Церковь и государство" (1879) и ряде других своих прекрасных, остро-нецензурных работ, таких как статья-обращение "К духовенству" (1902) или статья 1907 года "Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении".

Об обстоятельствах, при которых эта статья стала, собственно говоря, статьёй и получила распространение, подробно рассказал один из "виновников" всего этого, Павел Иванович Бирюков (1860 - 1931, семейная кличка в доме Толстых - "Поша").

Поша известен, главным образом, как единомышленник Льва Николаевича и участник его просветительского проекта — народного книгоиздательства "Посредник", а также как автор фундаментальнейшей и подробной Биографии Толстого.Благодаря ближайшему, доброму и замечательному другу Толстого Владимиру Григорьевичу Черткову он в 1884 году познакомился с Толстым и стал частым гостем и любимцем дома.

В одно из своих посещений Ясной Поляны, в 1885 или 1886 г., он раз уединился в кабинете Толстого и стал перебирать книги, лежавшие у того на полках.

«На нижних полках под книгами лежали рукописи. — рассказывал много позднее Поша. - Я запустил туда руку и вытащил несколько тетрадей... Порывшись ещё немного, я вытащил одну тетрадь, представлявшую нечто цельное, это было несколько листов бумаги большого формата, мелко исписанных почерком не Льва Николаевича, и сверху была белая, в обыкновенный лист писчей бумаги, обложка, и на ней надпись: «Церковь и государство». Название заинтересовало меня; я присел к столу и стал читать. Я прочёл всю статью залпом и пришёл в восторг. Она начиналась так: «Было разбойничье гнездо в Риме — это двор Константина»; затем в этой статье цари назывались разбойниками, а попы — обманщиками. Это вполне соответствовало моему тогдашнему настроению. Я немедленно же принялся переписывать, и скоро копия была готова.

В кабинет зашёл Лев Николаевич и спросил, что я делаю; я указал ему на рукопись и сказал, что мне она очень понравилась. Он посмотрел и равнодушным тоном, как о деле его мало интересующем, сказал: «Ах, это сочинение Александра Петровича». Это меня озадачило, и я стал добиваться разъяснения. Оказалось, что это Лев Николаевич сказал шутя, это были его черновые наброски, Александр Петрович Иванов, переписчик, переписал их и сам дал заглавие: «Церковь и государство»; поэтому Лев Николаевич и назвал это сочинением Александра Петровича.

Эта статья представляет неоконченный вариант, вероятно, времени писания «Критики догматического богословия», и была брошена Львом Николаевичем без внимания. Хотя статья была уже переписана мною, я всё-таки попросил у Льва Николаевича позволения увезти с собой копию, на что он охотно согласился, не придавая никакого значения как самой статье, так и копированию её.

Я увёз с собой копию, а самую статью положил на прежнее место и не знаю, где она теперь находится. Копию я привёз в Петербург, в «Посредник». Нас посещали студенты из разных революционных кружков. Одним из них был студент Василий Васильевич Водовозов. Он усердно занимался в университете литографированием лекций. Я думаю, что это занятие его привлекало главным образом тем, что этим путём ему удавалось литографировать запрещённые революционные сочинения. Так как новые религиозно-философские произведения Льва Николаевича были запрещены, то он занялся изданием и этих произведений, хотя и не был согласен с ними. Таким образом, он издал «Исповедь», «Краткое Евангелие», «В чём моя вера?», «Так что же нам делать?». Я снабжал его оригиналами, получая их от Владимира Григорьевича Черткова.

Когда Василий Васильевич зашёл ко мне по моём возвращении из Ясной, чтобы узнать, не привёз ли я чего-нибудь нового, я показал ему «Церковь и государство». Он прочёл, пришёл в восторг и сказал, что это непременно надо издать.

Мне тоже этого хотелось, но я не решился бы это сделать, не получив на то разрешения Льва Николаевича. Василий Васильевич разрешил моё сомнение революционным путем. Он попросил у меня позволения переписать для себя. Я дал ему, полагая, что если Лев Николаевич так охотно и без всяких оговорок позволил мне увезти копию, то он не будет против того, чтобы кто-нибудь списал её у меня. Водовозов взял у меня копию и через несколько дней, возвратив мне её, вручил мне уже готовый, прекрасно изданный литографированный экземпляр, сказав, что статья эта имеет большой успех среди студенчества.

Я был смущён и, кажется, написал Льву Николаевичу об этом или сказал при следующем свидании, но он никакого внимания на это не обратил, и с моей души свалился тяжёлый камень ответственности за это подпольное издание, сделанное без его ведома, и притом такого произведения, которое он сам не предназначал для печати» (П. И. Бирюков, «Мои два греха» «Толстой. Памятники творчества и жизни», 3, редакция В. И. Срезневского, изд. «Кооперативного т-ва изучения и распространения творений Л. Н. Толстого», М. 1923, стр. 48—50).

Итак, мы видим, что статья "Церковь и государство", собственно говоря, как статья Толстым не готовилась: это лишь вариант к одной из частей его большого религиозно-реформаторского проекта, куда входили знаменитые "Исповедь", "В чём моя вера", "Соединение и перевод четырёх евангелий" и "Исследование догматического богословия". Самым погромным в отношении церковного лжехристианства "православия", острейше-нецензурным, но и самым трудным для читателя было и остаётся, конечно, "Исследование догматического богословия", для которого и готовился отрывок, волей судьбы ставший особенной статьёй Л.Н. Толстого.

Рассказ П. И. Бирюкова о происхождении статьи «Церковь и государство» вполне подтверждается перепиской Льва Николаевича. 23 октября 1886 г. Г. А. Русанов писал Толстому: «Мне пришлось как-то прочесть, кажется в «Новом времени», что в Петербурге ходит по рукам новое произведение ваше под заглавием «Государство и церковь». (Имелось в виду, очевидно, вышеупомянутое литографированное издание.) На это Толстой отвечал около 10 ноября 1886 г.: «Церковь и государство» есть мысли некоторые, набросанные мною. Переписчик озаглавил их и пустил в ход. Особенно нового и значительного в них ничего нет. Что будет, вам сообщу, если и это попадётся, пришлю вам» (Т. 63, стр. 406).

О том же писал Толстой В. Г. Черткову 11 июня 1903 г. Указав на то, что в издании «Свободного слова» статья «Церковь и государство» неверно датирована 1892 г., Толстой далее писал: «Она была написана вместе с Евангелиями [с работой Толстого «Соединение и перевод четырех Евангелий»]. Переписал же её и пустил в ход Александр Петрович гораздо позже. Я не думал её издавать и ни разу не перечёл её и ни слова не поправил в ней» (т. 88).

Но Толстой ошибался, говоря как в письме к Г. А. Русанову, так и устно П. И. Бирюкову, что заглавие статьи «Церковь и государство» дано переписчиком: заглавие это крупным и чётким почерком написано рукою автора наверху первой страницы сохранившейся рукописи этой статьи. Ошибкой Толстого является также и его утверждение, будто бы он ни разу не перечитал и совершенно не поправлял статью «Церковь и государство». Сохранилась копия статьи, просмотренная и исправленная Толстым. Забывчивость его в данном случае объясняется тем, что статья, против обыкновения, была просмотрена только один раз, и исправлений в ней было сделано сравнительно немного.

*****

Статья «Церковь и государство» — не что иное, как развитие мыслей, записанных Толстым в Записной книжке в сентябре и октябре 1879 г.:

«Церковь, начиная с конца <т.е. с современной Л.Н. Толстому эпохи. - Р.А.> и до III века — ряд лжей, жестокостей, обманов» (30 сентября).

«Проповедовать правительству, чтобы оно освободило веру — всё равно что проповедовать мальчику, чтобы он не держал птицы, когда будет посыпать ей соли на хвост.

<Старинное суеверие, которым, по воспоминанию Льва Николаевича, обманывали и его в детстве: якобы птица, которой посыпали соли на хвост, уже сможет взлететь и может быть поймана. - Р.А.>

1) Вера, пока она вера, не может быть подчинена власти по существу своему, — птица живая та, что летает.

2) Вера отрицает власть и правительство — войны, казни, грабёж, воровство, а это всё сущность правительства. И потому правительству нельзя не желать насиловать веру. Если не насиловать — птица улетит. Христианство насиловано при Константине <Константин I Великий, ок. 285 - 337, римский император, придавший христианству характер государственной религии утверждавшейся им Византийской империи. - Р.А.> — при разделении Запада и Востока» (30 октября) (Т. 48, стр. 195 —196).

Близкие идеи появляются и в обращении Л.Н. Толстого "К духовенству". Истоки извращения христианства, самой возможности идеологического союза церквей и правительств, Л.Н. Толстой видит в забвении учениками истинного Божьего откровения о доброй и разумной жизни, истинного учения Христа, и лукавой (не без помощи лукавого-дьявола!) подмене его учением еврея Савла (в крещении Павла), человека грубо-суеверного, фанатичного и тщеславного, передавшего свои пороки и ЛЖЕхристианской церкви, берущей начало от созданной им и примазывавшейся к Христу секты. Далее ЛЖЕхристианство развивалось по линии антихристова союза с князями и властителями мира сего, с богачами, рабовладельцами, попутно закрепляя не имеющие никакого отношения к Богу и Христу, его учению, его примеру земной жизни — суеверные богословские "аксиомы": пресловутый "символ веры", ложь о "божественности", о "воскресении" Христа, о "богородице", иконопочитание, грубое колдовство обрядоверия, "богослужений"...

Так и пришло христианское культурное сообщество к кризисному состоянию, когда только по инерции да из соображений социоконформности люди воспитывают детей в тех суевериях, которым не верят сами, соблюдают внешнее богопочитание, но веры, истинной веры, мотивирующего помыслы и поступки религиозного отношения к бесконечной жизни, к Богу, к жизни временной земной, к окружающим — не имеют... (Об этом подробно пишет Л.Н. Толстой в другой своей статье с "говорящим" длинным заглавием: "Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении").

Образ птицы, которой сыпят соли на хвост — великолепен! Он встречается у Льва Николаевича ещё, по крайней мере, один раз: в фундаментальном религиозном слове к современникам и потомкам "Царство Божие внутри вас, или Христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание". Там речь идёт о насильнической и лживой сущности всяких правительств в лжехристианском мире, о невозможности посредством уговоров, конференций мира или международных арбитров унять их хищнические военные похоти, имманентные самой природе всякой государственной власти. В связи с этим нельзя не провести некоторые сопоствления... Вот Толстого любят винить, в числе прочего, и в идейной подготовке большевистских гонений на церковь "православных". Так ВОТ ещё одно доказательство несправедливости таких мнений! Гонение от хищников, от неуёмных и неодолимых "посыпанием соли на хвост" князей мира сего и их слуг и смиренное приятие гонений от них, как и веротерпимость, — естественное состояние ИСТИННОЙ христианской церкви, её членов. Правительства же и прислужники — или используют извращённое, ослабленное, и оттого не противящееся их насилию "христианство" церквей (тех птиц, которым можно сыпать соль на хвост, а можно и не сыпать — дадутся и так...), или уж — как большевики — без разбору жестоко расправляются и с церковными, и с истинными (независимыми, способными расправить крылья) христианами, с верой вообще. Цари, Сталин, Путин — используют "православное" ЛЖЕхристианство, особо на соль не тратясь. Толстой же в образе птицы, которой нельзя посыпать соли на хвост (ибо настоящая, живая птица — улетит!..) подразумевал не мёртвые формы "церквей", а — живое, истинное христианство, разумное религиозное понимание жизни, опирающееся на учение и пример земной жизни Христа и бесконечно совершенствующееся, открывающееся всё новыми, высшими идеалами, по мере уяснения истины и совершенствования в разумности и добре, не только христианскому человечеству в целом, но и каждому человеку в отдельности.

Lvyonok Yasnopolyanskiy   07.10.2016 15:21:14

Иллюстрация

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Войти и написать отзыв

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: