ПИСЬМО АЛЕКСАНДРУ III. 1881

Толстой пишет к Александру III с просьбой не казнить убийц его отца – «первомартовцев», членов партии «Народная воля»: А. И. Желябова, Н. И. Рысакова, Т. Михайлова, Н. И. Кибальчича, С. Л. Перовскую и Г. М. Гельфман. Толстого мучила мысль о предстоящем суде и казни убийц Александра II, он решает обратиться к новому царю и просить о помиловании их во имя евангельских заветов. «Но суд над убийцами и готовящаяся казнь произвели на меня одно из самых сильных впечатлений моей жизни. Я не мог перестать думать о них, но не столько о них, сколько о тех, кто готовился участвовать в их убийстве, и особенно об Александре III» (из письма к П. И. Бирюкову 3 марта 1906 г.).

Толстой обращается к царю с увещеванием: «Простите, воздайте добром за зло…».

«Только одно слово прощения и любви христианской, сказанное и исполненное с высоты престола, и путь христианского царствования, на который предстоит вступить вам, может уничтожить то зло, которое точит Россию. Как воск от лица огня, растает всякая революционная борьба перед Царем – человеком, исполняющим закон Христа», – писал Толстой в первоначальной редакции письма Александру III.

Толстой просил К. П. Победоносцева (через Н. Н. Страхова) передать написанное им письмо государю. Но Победоносцев исполнить поручение отказался, и письмо Толстого передали великому князю Сергею Александровичу, затем по назначению.

Победоносцев писал 30 марта 1881 г. Александру III: «Ваше императорское величество <...> Сегодня пущена в ход мысль, которая приводит меня в ужас. Люди так развратились в мыслях, что иные считают возможным избавление осужденных преступников от смертной казни. Уже распространяется между русскими людьми страх, что могут представить Вашему величеству извращенные мысли и убедить Вас к помилованию преступников. <...> Может ли это случиться? Нет, нет, и тысячу раз нет – этого быть не может, чтобы Вы, перед лицом всего народа русского, в такую минуту простили убийц отца Вашего, русского государя, за кровь которого вся земля (кроме немногих ослабевших умом и сердцем) требует мщения и громко ропщет, что оно замедляется. <…> Ради Бога, Ваше величество, – да не проникнет в сердце Вам голос лести и мечтательности!».

На письме Победоносцева Александр III написал: «Будьте покойны, с подобными предложениями ко мне не посмеет прийти никто и что все шестеро будут повешены, за это я ручаюсь. – А.»*.

Толстому К. П. Победоносцев ответил лишь через три месяца: «Не взыщите, достопочтеннейший граф Лев Николаевич, во-первых, за то, что я оставил до сего времени без ответа письмо Ваше, врученное мне Н. Н. Страховым. Это произошло не из неучтивости или равнодушия, а от невозможности опознаться вскоре в той суете и путанице мыслей и забот, которая одолевала и не перестает еще одолевать меня после 1 марта.

Во-вторых, не взыщите за то, что я уклонился от исполнения Вашего поручения.

Прочитав письмо Ваше, я увидел, что Ваша вера одна, а моя и церковная другая, и что наш Христос – не Ваш Христос. Своего я знаю мужем силы и истины, исцеляющим расслабленных, а в Вашем показались мне черты расслабленного, который сам требует исцеления. Вот почему я по своей вере и не мог исполнить Ваше поручение. Душевно уважающий и преданный Вам К. Победоносцев. Петербург, 15 июня 1881 года».

На письме Толстого Победоносцевым надписано: «Он писал, что необходимо оставить злодеев без всякого преследования»**.

Позже Толстой отзывался о Победоносцеве так: «Из всех преступных дел самые гадкие и возмущающие душу всякого честного человека, это – дела, творимые отвратительным, бессердечным, бессовестным советчиком вашим по религиозным делам – злодеем, имя которого, как образцового злодея, перейдет в историю, – Победоносцевым» (из письма Толстого Николаю II в декабре 1900 г.).

Обращение Толстого к царю с просьбой о помиловании вызвало сочувствие в обществе. Н. К. Михайловский упоминает «об имевшем общественное значение, в высокой степени симпатичном поступке графа в тот страшный 1881 год»***. Открыто выразил протест против смертной казни Владимир Соловьев на лекции: «Критика современного просвещения и кризис мирового процесса», на третий день процесса «первомартовцев», когда ожидался приговор суда. Вл. Соловьев говорил, что в основе религиозного миросозерцания русского народа лежит бесконечное милосердие, что истинная народная религия не терпит никакого насилия, и эти принципы должна проводить в жизнь и власть, как представитель православного народа. Это выступление Вл. Соловьева вызвало горячее одобрение Толстого.

Сохранилась лишь черновая редакция письма. Впервые письмо Толстого к Александру III опубликовано в «Голосе» (1906, № 1, 27 апреля; № 2, 28 апреля).

ПСС, т. 63.


* К. П. Победоносцев и его корреспонденты. – М.-Пг., 1923. – Т. I, полутом 1. – С. 47-48.
** Письма Победоносцева к Александру III. – М., 1925. Об отношении К. П. Победоносцева к Толстому см. в письмах его к Александру III 18 февраля 1887 г. и 1 ноября 1891 г.
*** Михайловский Н. К. Литературные воспоминания и современная смута. – СПб, 1900. – Т. 1. – С. 214.