«О ПРЕКРАЩЕНИИ ИЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА “ЯСНАЯ ПОЛЯНА”». 1862

Составленное Толстым объявление о прекращении журнала «Ясная Поляна» было напечатано в газете «Московские ведомости» (1863, № 13).

В нем Толстой заявил, что его педагогические взгляды «не только не изменились, но подтвердились и постоянно подтверждаются» и что прекращение журнала вызвано главным образом тем, что, «несмотря на лестные отзывы» в печати о его журнале «Ясная Поляна», число подписчиков не превышало 400.

Далее Толстой объявлял, что и впредь будет проводить свои «педагогические опыты» и делать свои «посильные наблюдения». С 1863 г. он предполагает выпускать «отдельные сборники статей по педагогическим вопросам» «по мере накопления материала».

ПСС, т. 8, с. 373.


Несмотря на это заявление Толстого, занятия в это время в яснополянской школе еще не были прекращены; школа продолжала существовать до осени 1863 г. Но 1 октября Толстой записал в Дневнике: «С студентами и с народом распростился». Большинство студентов, занимавшихся в школах, основанных Толстым, лишившись его руководства, не могли продолжать занятия и жить в условиях крестьянской обстановки и стали разъезжаться. Толстой успел полюбить всю эту горячую, восприимчивую, увлекающуюся молодежь, и ему грустно было расставаться с ними. «Студенты уезжают, и мне их жалко», – записал он в Дневнике 19 декабря.

На всю жизнь Толстой сохранит теплые воспоминания об этих студентах-учителях. В 1908 году он выражал желание написать для его биографии, над которой тогда работал П. И. Бирюков, воспоминания об этих студентах: «Какой это был народ! Чистые, самоотверженные…». В 1877 г., отвечая на письмо профессора Московского университета С. А. Рачинского, Толстой признавался, что старые «школьные времена <...> всегда останутся одним из самых дорогих и, главное, чистых воспоминаний». В письме к своему биографу П. И. Бирюкову в ноябре 1903 г., ответив на вопрос о его «любвях», Толстой счел нужным прибавить: «Самый светлый период моей жизни дала мне не женская любовь, а любовь к людям, к детям. Это было чудное время».


ПСС, т. 74, с. 239.

Толстой вспоминал о своих занятиях с детьми как о лучшем времени своей жизни и в беседе с А. Г. Русановым в 1896 г.*

Одной из причин прекращения занятий с крестьянскими ребятишками и общения с народом были новые условия его жизни: женитьба, семейная жизнь постепенно вытесняла другие интересы, в том числе – и главное – сближение с народом и занятие школами. Софья Андреевна не хотела примириться с этим, была настроена враждебно: «Он мне гадок с своим народом. Я чувствую, что или я, то есть я, пока представительница семьи, или народ с горячею любовью к нему Левы. Это эгоизм. Пускай. Я для него живу, им живу, хочу того же, а то мне тесно и душно здесь, и я сегодня убежала потому, что мне всё и все стало гадко. И тетенька, и студенты, <...> и стены, и жизнь, и я чуть не хохотала от радости, когда убежала одна тихонько из дому... Страшно с ним жить, вдруг народ полюбит опять, а я пропала» (дневниковая запись 23 ноября).

Важная причина прекращения Толстым школьных занятий – вновь обращение к литературной работе. Завершены повести «Поликушка» и «Казаки». Впереди – великая книга «Война и мир».

Прекращение деятельности яснополянской школы Толстого вызвало сожаление в печати. Петербургская газета «Голос» одну из корреспонденций из Москвы заканчивала печальным сообщением: «В заключение позвольте сообщить вам еще новость, хотя и не совсем утешительную. Мы слышали недавно за самое достоверное, что знаменитая яснополянская школа графа Толстого пришла в упадок. Говорят, что с тех пор, как граф Л. Н. Толстой перестал в ней постоянно заниматься лично, большая часть учеников перестала посещать школу и в последнее время число их уже ограничивалось только несколькими единицами. Излишне говорить, насколько неприятна такая новость. Л. Н. Толстой, как известно, основатель новой педагогической системы и проповедник новых педагогических начал, имеющих на своей стороне многое. Они немало могли внести в науку и жизнь при своем развитии, а развивать их некому, кроме Л. Н. Толстого. Известно, как мало существенной поддержки нашли не только в публике, но и в передовых людях новые мысли журнала “Ясная Поляна”, который должен был зачахнуть. Прозелитов эти мысли почти не нашли, хотя все признавали за ними достоинства; граф Толстой оставался одиночным их поборником, так как они не вызрели еще до ясности, и, должно признаться, что отстаивал он их стойко» (1863, № 54, 5 марта).

«Журнал Министерства народного просвещения» в статье В. Золотова, посвященной описанию осмотренных им народных школ, также выразил сожаление о прекращении яснополянской и других окрестных школ: «Я предполагал съездить в Ясную Поляну, но к крайнему моему сожалению узнал, что школа графа Толстого уже не существует; говорю “к крайнему сожалению” потому, что, несмотря на некоторые увлечения графа Толстого, все-таки школа его имела большое значение по своей практичности и особенно по своей резкой противоположности с педантичною педагогичностью <...> По свидетельству коротко знакомых с яснополянской школой, успехи учеников во многом действительно были поразительны»**.

Деятельность Толстого, издателя журнала «Ясная Поляна», вызвала многочисленные статьи современников; в частности, С. Ашевского (Русская школа, 1913, № 10).
В наши дни исследователи ХХ и начала ХХI вв. активно осваивают педагогическое наследие Толстого. Интернет наполнен ссылками на работы и рефераты о педагогических взглядах Толстого.


* См.: Русанов А. Г. Воспоминания о Л. Н. Толстом. – Воронеж, 1937. – С. 125.
** Журнал Министерства народного просвещения. – 1863. – № 12. – С. 184-185.