«ЯСНОПОЛЯНСКАЯ ШКОЛА ЗА НОЯБРЬ И ДЕКАБРЬ МЕСЯЦЫ». 1861

Под этим заглавием, напоминающим «Севастопольские рассказы», в журнале «Ясная поляна» напечатано три статьи.

Первая, с подзаголовком: «Общий очерк характера школы. Чтение механическое и постепенное. Грамматика и писанье», – в январской книжке, вышедшей в свет в начале февраля 1862 г. с цензурной пометой от 18 января. Статья напечатана без подписи автора, но и для первых читателей журнала принадлежность ее Толстому была очевидна из самого содержания статьи.

Сначала Толстой предполагал дать не очерк жизни школы, а записи по дням, нечто вроде «Дневника Яснополянской школы за 1862 г.» за один месяц.

Вторая – в мартовской, с двумя подзаголовками: «(Продолжение.) Священная история. Русская история. География». Вторая статья, продолжение первой, предназначалась для февральского номера, но появилась в третьей книжке. В февральской книжке, в конце статьи Толстого «О свободном возникновении и развитии школ в народе», сделано редакционное замечание: «Продолжение Яснополянской школы по недостатку места не может быть напечатано в этом номере».

Третья статья, тоже анонимная, была опубликована в апрельской книжке: «(Продолжение.) Рисование и пение». План преподавания молодого учителя рисования Г. Келлера подвергся стилистической правке Толстого. Также в журнале помещена статья за подписью: «Приходской свящ. К. Пашковский». В тексте рукописи много вставок и поправок Толстого; в статье приводятся рассказы учеников, «записанные ими самими из головы и с поправкою только орфографических ошибок». Благодаря Толстому-редактору, в детских рассказах исправлена не только орфография. Во фразе: «Ангел слетел с неба и удержал его руку, говоря» деепричастие заменено Толстым словами: «и говорит»; слово «темница» заменено словом «острог» и т. д.

Сохранилось обращение Толстого к В. М. Попову, студенту Московского университета, ведавшему в Москве делами журнала: «Василий Михайлович! Первая статья-разбор представлена на съеденье цензуры, но наберите ее – может и пройдет. Если очень изуродуют, не печатайте; 2) Яснополянская школа посылается только малая часть. (Еще будет); 3) Томашевский, 4) Лукашевич, 5) будет Иван Ильич. О статье “Разбор” напишите тотчас же».

В материалах для мартовской книжки журнала – статья «Разбор», цензурная судьба которой так беспокоит Толстого, «Проект общего плана устройства народных училищ».

Перед сдачей статьи в типографию Попов сделал поправки в тексте переписчика, очень тщательно выверенном Толстым. В результате в мартовской книжке журнала появилась не статья Толстого, а статья Толстого под ред. Попова – так она воспроизводилась и впоследствии. В ПСС дается текст «Ясной Поляны», освобожденный от большинства поправок Попова и цензуры.

Три статьи под общим заглавием «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» являются центральными статьями по вопросу о практическом применении педагогических воззрений Толстого. Содержанием статей явилось описание общего устройства яснополянской школы, порядка занятий и общих методов обучения, в ней применявшихся, а также изложение основных приемов преподавания отдельных предметов: обучения чтению и письму, преподавания грамматики, «священной истории», русской истории, рисования, черчения, пения, математики, «закона божия» и бесед из естественных наук.

Опыт преподавания истории показал Толстому, что у его школьников еще не пробудился исторический интерес. Но его художественный рассказ о 1812 годе вызвал в учениках чрезвычайный подъем патриотического чувства. «Когда Наполеон с двенадцатью языками пошел на нас, взбунтовал немцев, Польшу, – все замерли от волнения... Отступление наших войск мучило слушателей, так что со всех сторон спрашивали объяснений: зачем?.. Как пришел Наполеон в Москву и ждал ключей и поклонов – все загрохотало от сознания непокоримости... Наконец, наступило торжество – отступление... Вся комната застонала от гордого восторга...».

Статьи «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» содержат богатый материал для изучения отношений, существовавших в Ясной Поляне между учителем и учениками в классе и вне класса. Написанные с необычайным подъемом, статьи эти ярко рисуют ту душевную близость, какая установилась между Толстым и его учениками, его постоянное любование крестьянскими детьми.

Толстой любуется тем, как перед началом занятий друзья и односельчане «садятся рядом и, оглядываясь кругом, представляют на лице такой вид счастия и удовлетворенности, как будто они уже наверное на всю остальную жизнь будут счастливы, усевшись на этих местах». Он видит, что мальчики относятся к дворовой девочке «с огромными и всесторонними способностями» – «с тонким оттенком учтивости, снисходительности и сдержанности». С ласковым юмором рассказывает Толстой, как мальчик, обязанный звонить в колокольчик перед началом занятий, «употребляет все силы, стиснув зубы, разбить колокольчик, но с тех пор, как после двух разбитых повешен толстый колокол, старания его остаются большей частью безуспешны».

В статьях Толстой дает проникновенные характеристики учеников – образцы любовного, вдумчивого и серьезного отношения учителя к детям.

Статьи «Яснополянская школа...» содержат изложение мнений Толстого относительно задач образования народа. Толстой считает, что народу должна быть предоставлена возможность усвоить все достижения многовековой культуры всего человечества. Обращаясь к богатым благотворителям, желающим облагодетельствовать человека из народа грошовыми подачками или слащаво-лицемерными наставлениями, Толстой говорит: «Вы хотите дать ему три рубля, катехизис и историйку о том, как работа и смирение, которых вы сами терпеть не можете, одни полезны для человека. Три рубля ему не нужны, он их найдет и возьмет, когда они ему понадобятся, а работать научится без вас – так же, как дышать; ему нужно то, до чего довела вас ваша жизнь, ваших десять не забитых работой поколений. Вы имели досуг искать, думать, страдать – дайте же ему то, что вы выстрадали, – ему этого одного и нужно; а вы, как египетский жрец, закрываетесь от него таинственной мантией, зарываете в землю талант, данный вам историей».

Толстой предвидит возражения со стороны представителей господствующих классов. Одни – либералы – скажут, что не следует «усиленно развивать» крестьянских детей, потому что это поставит их во враждебные отношения к своей среде. Другие – крепостники – скажут: «Хорошо будет устройство государства, когда все захотят быть мыслителями и художниками, а работать никто не станет!» Эти, говорит Толстой про крепостников, «выдают себя с головой»: они «прямо говорят, что они не любят работать, и потому нужно, чтобы были <...> рабы, которые бы работали за других».

Толстой твердо отстаивает свою точку зрения на проблемы народного образования.

ПСС, т. 8.