«О ЗНАЧЕНИИ ОПИСАНИЯ ШКОЛ И НАРОДНЫХ КНИГ». 1861

В след за статьей «О народном образовании» Толстой помещает в первом номере своего журнала небольшую статью «О значении описания школ и народных книг». В этой статье Толстой, твердо убежденный в том, что «система народных школ и образования может быть прочно основана только на потребностях народа», обращается к педагогам и к книгопродавцам с просьбой присылать ему для печати в какой угодно форме сообщения о работе школ и о книгах, читаемых народом, с тем чтобы сообщения эти могли служить материалом для хроники народного образования. Интересуют его не сухие статистические данные, а ответы на жизненные вопросы дела народного образования: как и вследствие каких причин открываются школы, как они управляются, на какие средства существуют, какие предметы и какими методами в них преподаются, как народ относится к школе, какими правами обладают крестьянские общества в отношении школ, какие книги читает и особенно любит народ.

Этот призыв Толстого имел очень небольшие практические результаты. Из книгопродавцев на его обращение не откликнулся ни один, а из педагогов только очень немногие через несколько месяцев прислали свои статьи, которые и были напечатаны в последних номерах «Ясной Поляны».

ПСС, т. 8.