«РАБСТВО НАШЕГО ВРЕМЕНИ». 1899-1900

Обличительный, социально-политический трактат Толстого-публициста. В нем подведены итоги изучения «рабочего вопроса» в России, поставленного им еще в «Так что же нам делать?» (1886); о связи этих работ говорится в предисловии: «Основная мысль как той книги, так и этой статьи, – отрицание насилия». Предварительные заглавия трактата: «Самый дешевый товар», «О рабочем вопросе», «Денежное рабство», «Насилие и рабство», «Новое рабство».

Непосредственным поводом к написанию трактата стало посещение товарной станции Московско-Казанской железной дороги. Узнав, что «грузчики работают 36 часов сряду», расспросив рабочих об их жизни, потрясенный писатель хотел как можно быстрее в короткой статье рассказать об увиденном.

В результате через полгода статья «разрослась» в социально-обличительный трактат, в котором дана острая критика современного общества, основанного на насилии, обмане, рабстве народа. Толстой обличает учение экономистов, прославляющих выгоды «прогресса», разделения труда: «Прекрасно электрическое освещение, телефоны, выставки и все сады Аркадии с своими концертами и представлениями, и все сигары и спичечницы, и подтяжки, и моторы; но пропади они пропадом, и не только они, но и железные дороги и все фабричные ситцы и сукна в мире, если для их производства нужно, чтобы 99/100 людей были в рабстве и тысячами погибали на работах, нужных для производства этих предметов».

Возмущение и боль Толстого направлены на разоблачение обмана рабочих, занятых производством предметов, доставляющих богатым комфорт, роскошь и все «удовольствия жизни»: «Если только люди поймут, что нельзя пользоваться для своих удовольствий жизнью своих братьев, они сумеют применить все успехи техники так, чтобы не губить жизней своих братьев, сумеют устроить жизнь так, чтобы воспользоваться всеми теми выработанными орудиями власти над природой, которыми можно пользоваться, не удерживая в рабстве своих братьев».

Острой критике в трактате подвергнуты государственный аппарат, правящие классы, в чьих руках находятся могучие средства воздействия на порабощенных людей. «Все люди нашего времени разделяются на рабов и господ – так же определенно, как, несмотря на сумерки, разделяются сутки на день и ночь. Если у рабовладельца нашего времени нет раба Ивана, которого он может послать в отхожую яму чистить свои испражнения, то есть 3 рубля, которые так нужны сотням Иванов, что рабовладелец нашего времени может выбрать любого из сотни Иванов и облагодетельствовать его тем, что предпочтительно перед другими позволит ему лезть в яму. <...>

Рабы в наше время – не только все те фабричные и заводские рабочие, которые, чтобы существовать, должны продаваться в полную власть хозяев фабрик и заводов, – рабы и все почти землевладельцы, работающие не покладая рук на чужих полях; такие же рабы и все бесчисленные лакеи, повара, горничные, проститутки, дворники, кучера, банщики, гарсоны и т. п., которые всю свою жизнь исполняют самые несвойственные человеческому существу и противные им самим обязанности. Рабство существует в полной силе», – утверждал писатель.

В статье прозвучали четкие формулировки: «Улучшение положения людей возможно только при уничтожении организованного насилия. Но организованное насилие есть правительство. Во власть пролезают всегда менее совестливые, чем другие, и менее нравственные. <…> Государство такое же разбойническое учреждение, но еще более безнравственно и жестоко».

Обличительная критика «рабства нашего времени» дана с программой действия, предложенной Толстым: «Что должен делать каждый человек?».

«Мы так извращены долгим рабством, что не можем себе представить управления без насилия. Но это неправда. Русские общины, переселяясь в отдаленные края, где наше правительство не вмешивается в их жизнь, устраивают сами свои сборы, свое управление, свой суд, свою полицию и всегда благоденствуют до тех пор, пока правительственное насилие не вмешивается в их управление».

Писатель дает и рецепт спасения от рабства людей: «Теперь для уничтожения насилия нужно только обличение того обмана, который дает возможность малому числу людей совершать насилие над большим числом», а также «то, что требуется для избавления людей от их бедствий, нужно и для удовлетворения нравственного чувства каждого отдельного человека. И потому для каждого отдельного человека не может быть уже никакого сомнения в том, что и для блага общего, и для исполнения закона своей жизни он должен не участвовать в насилии, не оправдывать его и не пользоваться им».

Толстой убежден, что «пора понять, что правительства суть не только ненужные, но и зловредные и в высшей степени безнравственные учреждения, в которых честный и уважающий себя человек не может и не должен участвовать и выгодами которых не может и не должен пользоваться».

И поскольку «насилие производится обманом», то «единственное средство уничтожения правительств не есть насилие, а обличение этого обмана», – считает Толстой. Когда каждый человек осознает, что он не должен «принимать участие в правительственной деятельности», могут произойти изменения общественного строя. Это толстовский способ решения проблем, его «единственное средство», которое он предлагал в своей публицистике на протяжении последних тридцати лет своей жизни.

Статья Толстого «Новое рабство», позднее названная «Рабство нашего времени», предполагалась к изданию в «Северном курьере». Издатель газеты кн. В. В. Барятинский, уведомленный, что в случае опубликования статьи газета получит третье предупреждение и будет закрыта, писал Толстому 13 апреля 1900 г.: «Вам уже, конечно, передано печальное известие о судьбе “Нового рабства”. И министр Сипягин и кн. Шаховской категорически заявили мне, что хотя они и не имеют права запретить мне печатать Вашу статью, но предупреждают, что появление ее на столбцах “Северного курьера” неминуемо повлечет за собою третье предостережение, иначе говоря, смерть газеты. Что они нашли в ней такого ужасного, такого “колеблющего основы”, – это их тайна <...> Кн. Шаховской, вообще относящийся ко мне довольно дружелюбно, проговорился в частной беседе, что Ваша статья несомненно содействовала бы распространению моей газеты – явлению нежелательному для г. Сипягина». Толстого просили дать несколько глав из «Рабства нашего времени» для опубликования в сборнике в пользу голодающих, который составлялся по инициативе кн. Л. Б. Барятинской (см. переписку Толстого).

Сообщения о новом произведении Толстого появились в ряде газет, в частности в «Известиях по литературе, наукам и искусству»: «Граф Толстой работает над трудом, посвященным объяснению гипноза народных масс» (1900, VI), «Новости литературного мира. О новой работе гр. Л. Н. Толстого “Новое рабство”» (1900, VIII), «Подробности относительно нового произведения Л. Н. Толстого “Современные рабы”» (1900, ХII).

Информацию о работе Толстого «над новым публицистическом сочинением» поместили «Русские ведомости», приведя выдержку «из предисловия гр. Толстого к его новой книге “О рабстве нашего времени”» (1900, № 245).

Опубликована в издании «Свободного слова» в Англии в 1900 г. Впервые в России «Рабство нашего времени» опубликовано в годы первой русской революции*.

ПСС, т. 34.


* Новые страницы опубликованы в кн.: Литературное наследство. – М., 1961. – Т. 69. – Кн. 1. – С. 477-486. Там же: Фотографии обложки, страниц рукописи.