ПИСЬМО Н. Н. ГЕ (О КАРТИНЕ «РАСПЯТИЕ»). 1894

Узнав, что президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович, посмотрев на «Распятие» Н. Н. Ге, отвернулся со словами: «Это бойня!», и полотно было снято с передвижной выставки, Толстой написал Н. Н. Ге: «То, что картину сняли, и то, что про нее говорили, – очень хорошо и поучительно. В особенности слова “это бойня”. Слова эти все говорят: надо, чтобы была представлена казнь, та самая казнь, которая теперь производится, так, чтобы на нее было так же приятно смотреть, как на цветочки. Удивительная судьба христианства! Его сделали домашним, карманным, обезвредили его и в таком виде люди приняли его, и мало того, что приняли его, – привыкли к нему, на нем устроились и успокоились. И вдруг оно начинает развертываться во всем своем громадном, ужасающем для них, разрушающем все их устройство, значении.

И не только учение, но сама история жизни, смерти вдруг получает свое настоящее, обличающее людей значение, и они ужасаются и чураются. Снятие с выставки – ваше торжество. Когда я в первый раз увидал, я был уверен, что ее снимут» (Т. 67, с. 81-82).

После смерти художника Толстой размышлял о значении Ге: «Кроме его удивительной реальности, т. е. правдивости, <...> он нашел то новое отношение к христианству в живописи, вокруг которого ходят и которое ищут все живописцы в Европе, и Беро, и Уде, и другие». Суть этого нового подхода – в интересе к эпизодам, где высказалось «отношение людей к тем вечным истинам, которые с того времени еще осуществляются в мире, и те практические положения, в которые становятся люди, осуществляющие их и борющиеся с ними» (Т. 67, с. 216-217).

Толстой написал письмо основателю картинной галереи П. М. Третьякову, советуя ему приобрести все, что осталось от Ге: «Чтобы ваша, т. е. национальная русская галерея не лишилась произведений самого своего лучшего живописца с тех пор, как существует русская живопись» (Т. 67, с. 154-155). Сомневающегося владельца галереи писатель убеждал: «Люди, ужасающиеся на произведения Ге, ужасаются только потому, что не находят в них той лжи, которую они любят <...> Лет через 100 иностранцы попадут, наконец, на ту простую, ясную и гениальную точку зрения, на которой стоял Ге, и тоже задним числом какой-нибудь русский критик догадается, что то, что кажется таким новым и гениальным, уже 100 лет было показано людям нашим художником Ге, которого мы не поняли. <…> Произведения настоящие, нужные человечеству, как картины Ге, не погибают, а своим особенным путем завоевывают себе признание. Оно иначе и быть не может. Если бы гениальные произведения были сразу всем понятны, они бы не были гениальные произведения» (Там же, с. 177)*.



Письмо Толстого Н. Н. Ге о картине «Распятие» (1894) напечатано в сокращении в журнале «Книжки Недели» (1897, кн. VIII, с. 213).


О судьбе картины Н.Н. Ге "Распятие"

ПСС, т. 67, с. 81-82.


* Выставка картин Н. Н. Ге в 2011 г. в Москве показала справедливость суждений Л. Н. Толстого – интерес к ней был огромен.