«ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ». 1891

Статья была задумана Толстым в апреле 1891 г. как предисловие к «прекрасной, нужной» книге о вегетарианстве Х. Уильямса «Этика пищи» «The Ethics of Diet by Howard Williams M. A.» (Лондон, 1883). «Домашние взялись переводить», а сам он помогает в переводе. В то же время она была направлена на обличение «обжорства богатых» людей. В Дневнике Толстого раскрывается замысел: «Надо бы написать книгу о жранье. Валтасаров пир… Свиданья, прощанья, юбилеи. Люди думают, что заняты разными важными делами, они заняты только жраньем» (запись 25 июня 1890 г.). В процессе работы статья «об обжорстве» превратилась в гневную проповедь против «объядения» и праздности сытых, живущих в роскоши людей.

В художественных и публицистических сочинениях 1880-х гг. прозвучала мысль Толстого о необходимости духовного нравственного самосовершенствования, о делении на Божеское и человеческое, мирское. В трактате «О жизни» Толстой объяснял, что многие люди видят цель своей жизни в удовлетворении разрастающихся потребностей животной личности, что это вовлекает человека в бездну отчаяния и страданий.

Необходимым условием, первой ступенью нравственной христианской жизни Толстой считал самоограничение, самоотречение, воздержание, обуздание своих страстей, похоти, что требует труда, личного усилия, напряжения всех духовных сил человека.
Собирая материал для «Предисловия», Толстой читает с интересом литературу по этому вопросу: статью о постниках, присланную ему М. В. Алехиным, статью А. Н. Бекетова «Питание человека в его настоящем и будущем», которую советует В. Г. Черткову издать в «Посреднике».

6 июня 1891 г. он посетил тульскую бойню. О полученных впечатлениях он на следующий день сделал запись в Дневнике, с ужасающими подробностями рассказал об этом в IX главе статьи, которая в процессе работы получила название «Первая ступень».

Толстой писал статью «об вегетарьянстве, обжорстве, воздержании» с июня до конца августа 1891 г.

Первоначально писатель назвал статью «Забытая добродетель», затем – «Лестница добродетелей», затем – «Первый шаг добродетелей». Последний вариант – «Первая ступень». Главной здесь является мысль о необходимости воздержания для каждого человека, стремящегося к духовному совершенству. Сознательный выбор между роскошной, неограниченной в желаниях жизнью и жизнью добродетельной становится основным условием нравственного движения: «Невозможно роскошно живущему человеку вести добрую жизнь»; «для достижения каких-либо высших добродетелей надо прежде всего приобретать добродетель воздержания или самообладания, как определяли ее язычники, или добродетель самоотречения, как определяет ее христианство».

Писатель настойчиво убеждает, что каждому необходимо научиться ограничивать свои желания, соизмерять, контролировать свои потребности (хотя, с огорчением замечает писатель, считается, что чем больше потребностей, чем они утонченнее, «тем лучше»).

Движение вегетарианства, пишет Толстой, идет «последние 10 лет, все убыстряясь и убыстряясь: все больше и больше с каждым годом является книг и журналов, издающихся по этому предмету»; «вегетарианство есть важный шаг, <...> служит признаком того, что стремление к нравственному совершенствованию человека серьезно и искренно, так как оно приняло свойственный ему неизменный порядок, начинающийся с первой ступени».

«В делах доброй жизни», утверждает Толстой, особенно важно соблюдение правильной последовательности: «Если стремление к доброй жизни серьезно в человеке, то оно неизбежно примет один известный порядок». Первое действие, первая ступень на пути восхождения по «духовной лестнице» – пост, воздержание от животной пищи, от потакания своим страстям, похоти.

Толстой призывает каждого, «серьезно и искренно» стремящегося к нравственному совершенствованию, к восхождению к вершине духовной жизни, осознать, «что хода на верх не может быть помимо этой первой ступени лестницы».

Впервые статья была напечатана в журнале «Вопросы философии и психологии» (1892, кн. 13, май) по настоятельной просьбе его редактора Н. Я. Грота; перепечатана в ряде изданий: газетах «Новое время», «Окраина» (1892, № 54–56); «Московский листок», «Биржевые ведомости». Была переиздана в 1893 г. «Посредником» в виде вступительной статьи к книге Х. Уильямса «Этика пищи, или Нравственные основы безубойного питания для человека. Собрание жизнеописаний и выдержек из сочинений выдающихся мыслителей всех времен»; в том же году включена в девятое издание «Сочинений гр. Л. Н. Толстого» (т. 12). По мнению В. Г. Черткова, из-за больших цензурных сокращений статья «много потеряла в своей силе и правдивости» (Т. 87, с. 151). Цензурой были изъяты высказывания Толстого о церковном христианстве, о высших классах, «поглощающих на свои прихоти в день сотни рабочих дней», и о рабочем народе – стариках, детях, женщинах, которые измучены «трудом, бессонными ночами, болезнями, проводят целые жизни, работая на нас те самые предметы комфорта, роскоши, которые они не имеют и которые для нас составляют излишество, а не необходимость».

«Первая ступень» включена в сб. произведений Толстого «Первый шаг» (Копенгаген, 1893). Отдельно издана в 1891 г.

ПСС, т. 29.